ГОСТ Р 52526—2006
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ23851, ГОСТ 24346 и ГОСТ Р51852.
4 Источники возбуждения вибрации конвертируемых авиационных
двигателей наземного применения, причины и виды ее изменения
4.1 Источники возбуждения вибрации
Основные источники возбуждения:
- вибрация с частотой вращения ротора:
массовая неуравновешенность роторов (дисбаланс),
несоосность роторов, соединенных последовательно между собой,
торцевые биения подшипников на цапфах роторов.
аэродинамическая неуравновешенность рабочих ступеней роторов, преимущественно рабо
чих ступеней вентилятора.
тепловой дисбаланс роторов, вызванный неравномерностью охлаждения остановленного
двигателя;
- вибрация с частотой, отличающейся отчастоты вращения ротора:
окружная неравномерность потока воздуха на входе в двигатель,
несоосность роторов и связывающих их шлицевых соединений.
пульсация потока воздуха и газа от рабочих лопаток роторов с частотой их следования.
динамическое воздействие от других роторов,
овальность беговых дорожек подшипников качения опор роторов.
колебательные процессы в проточной части двигателя (пульсациидавления газа в камере сго
рания, неравномерности и пульсации давления воздуха в компрессоре),
неравномерность зацепления в зубчатых передачах,
задевание ротора о статор.
4.2 Причины и виды изменения вибрации с частотой вращения ротора
Основные причины изменения вибрации:
- изменение режима работы двигателя ичастот вращения роторов;
- изменение условий на входе вдвигатель,
- замены узлов, перестановкидвигателя;
- регулировки характеристикдвигателя;
- изменения посадок и биений элементов ротора при развитии деформации (например, ползу
чести);
- неисправности иповреждениядвигателя.
Кнеисправностям иповреждениям двигателя, вызывающим изменения вибрации, относятся:
- обрывы рабочих лопаток:
- поломкидругихдеталей роторов;
- образование трещин вдисках;
- разрушения подшипников;
- износы. приводящие к изменению дисбаланса;
- ослабление затяжки креплениядвигателя;
- разбандажирование рабочихлопаток;
- значительные забоины налопатках:
- деформация трактовых колец, приводящая к появлению уступов в газодинамическом тракте, и
другие неисправности и повреждения двигателя.
Основные виды изменения вибрации из-за указанных причин:
- резкое скачкообразное изменение;
- постепенное изменение;
- разбросслучайного характера:
- случайные выбросы.
Следует различать изменения вибрации и изменения показаний виброаппаратуры.
При анализе изменения вибрации начастоте вращения ротора следуетучитывать, чтоизменения
в результатах измерений могут быть обусловлены не изменением состояния машины, а изменением
2