ГОСТ 19832-87 С. 6
2.7.Торскон нужного диаметра закрепляют одним концом на лимбе, а другим —на штативе прибора;
корпус прибора соединяют с измерительным лимбом ниткой. При применении торсиона диаметром 0,9 мм и
более вводят в зацепление зубчатое колесо. Стрелку, фиксирующую показании лимба, устанавливают на ноль.
3. Проведение испытания
3.1. Включают двигатель и приводят во вращение сердечник. Движение сердечника передается через стой
испытуемой смазки корпусу, который соединен с лимбом ниткой или зубчатым колесом и приводит к
закручиванию торсиона. Угод поворота лимба (угол закручивания торсиона) определяют по стрелке. Если этот
угол меньше 15 делений шкалы лимба для торсионов диаметром 0,6 мм и менее 5 делений шкалы лимба для
торсионов диаметром более 0,6 мм, торсион заменяют нс менее жесткий, а если угол поворота лимба достигает
максимально допустимого угла закручивания для данного торсиона. последний заменяют более жестким.
После того, как угол закручивания будет постоянным в течение 30 с, снимают показания по лимбу при
скоростях вращения 4.8; 24; 120; 600 мини заданной температуре.
3.2. Результаты испытаний заносят в таблицу:
М о д у л ь т о р
с и о н а
С ,
П а /д с л е и и е
ш к а л ы л и м б а
Ч а с то та
прищ епим
с е р д еч н и к а
п,
м и м "”1
Г р ад и е н т
с к о р о с т и
д е ф о р м а ц и и
Л . с - 1
У гол
за к р у ч и в а н и я
т о р с и о н а <р.
д е л е н и и
ш к о л ы л и м б а
Н а п р я ж е н и е
%
Л - П а
Н а п р я ж е н и е
с д в и га п ри
х о л о сто м
х о д е Т ^ , . П а
Н а п р я ж е н и е
с д в и га
и сп ы т у ем о й
с м а з к и Ти„ .
П а
Э ф ф е к т и в н а я
в я зк о с т ь
и сп ы т у ем о й
с м а з к и Г) .
П ач:
4.8
24
120
600
4. Обработка результатов
4.1. Градиент скорости деформации
Щ)
с-1, вычисляют по формуле
где
к
— 3.14;
<£ — диаметр рабочей части сердечника, см;
d>.
—диаметр корпуса, см:
п
—частота вращения. мии“
4.2. Общее напряжение сдвига (та6 ). Па, вычисляют по формуле
-
196.2
------------
-------у—
G
• <р.
« ы Н 1*?)
где
d\
—диаметр барабана корпуса на приборе, см;
</’ —диаметр барабана лимба, см;
d:
— диаметр рабочей части сердечника, см;
I
— длина рабочей части сердечника, см:
G —
модуль торсиона. Па/деленис шкалы лимба;
Ф—угол закручивания торсиона в делениях шкалы лимба;
я - 3.14.
4.3. Напряжение сдвига испытуемой смазки (тис„) . Па, вычисляют но формуле
тиоп = той “
Ь о »
,
где Год —общее напряжение сдвига. Па;
Гхол —напряжение сдвига, определяемое по п. 3 без испытуемой смазки, Па.
4.4. Эффективную вязкость испытуемой смазки (п). Па-с, вычисляют по формуле
*исп
п =т
где Тясп —напряжение сдвига испытуемой смазки, Па:
Д —
градиент скорости деформации.
с~ ’.
4.5. Вязкость при заданных градиентах скорости деформации (100 с-1 и 10(H) с-1) определяют из
экспериментальной кривой зависимости вязкости от градиента скорости деформации (45—1200 с- 1 при 50 “С
75