ГОСТ РИСО 11850—2005
a) основные органы управления должны быть расположены в зонах комфорта, а второстепен
ные— в зонахдосягаемости в соответствии с ИСО 6682. При работе оператора в зимней одеждетребо
вания к пространству и функционированию органов управления должны соответствовать ИСО 2860 и
ИСО 3411, если отсутствуетотопление кабины оператора:
b
) функции органов управления должны иметь четкую и несмываемую маркировку, за исключе
нием очевидныхслучаев(например, рулевое колесоили педальтормоза). Символы обозначенийдолж
ны соответствоватьтребованиям ИСО 3767-1. ИСО 3767-4 или ИСО 6405-1. Для уточнения нестандар-
тизированных символов могут использоваться слова. Все символы должны быть объяснены в
руко водстве поэксплуатации;
c) органы управления лесопогрузчиковдолжны соответствовать ИС015078;
d) движенияоргановуправления иихпоследовательностьдолжны бытьобъяснены в руководстве
поэксплуатации. Необходимые усилия для приведения вдействие иперемещения органовуправления
должны быть согласованы с частотой их использования и эргономикой, чтобы минимизировать уста
лость или напряжениеоператора;
e) ножные педали должны иметь соответствующие размеры и форму, а также широкую, не
скользкуюопорную поверхность. В машинах, похожихпоконструкции наавтомобиль(когда педальсцеп
ления слева, тормоз в центре и педальгаза справа), педали машины для лесадолжны быть расположе
ны аналогично во избежание путаницы;
f) рычаги органов управления должны автоматически возвращаться в нейтральное положение,
когдаоператор ихосвобождает. Данное требование неотносится к органам управления перемещением
или другим органам, когда необходимо их застопоренное положение для выполнения специфического
требования;
д) органы управления движением машины или рабочего оборудования должны быть защищены
или снабжены стопорами, фиксирующимися в нейтральном положении, или расположены так, чтобы
исключить их случайное включение во время входа или выхода оператора из машины;
h)для машинеболеечемодним рабочим местом перемещениеоператора содного рабочего мес
та надругое недолжно приводить кслучайному включению органов управления.
4.8 Запуск двигателя
4.8.1 Нейтральное положение трансмиссии
Для предупреждения неожиданного движения машины во время запуска двигателя должна быть
предусмотрена блокировка, препятствующая запускудвигателя, когда:
-трансмиссия не находится в нейтральном положении или
- сцепление трансмиссии не разомкнуто, или
- объединенный орган включениядвижения и управления скоростью не находится в нейтральном
положении, или
- предусмотрена эквивалентная система.
Блокировка не требуется, если рычаг трансмиссии принудительно возвращается в нейтральное
положение.
4.8.2 Защита от запуска в обход блокировки
Втягивающеерелестартерадвигателя ирелейныеэлектрическиесоединениядолжны быть защи
щены. чтобы предотвратить случайное соединение и воспрепятствовать преднамеренному соедине
нию. провоцирующему включение системы запуска без использования устройства, выключающего
блокировку.
4.8.3 Несанкционированный запуск или движение машины
Органы управления могутбыть приведены вдействие только после запуска машины.
Должно бытьпредусмотреносредство, препятствующее включению органов управления исистем
их высвобождения на стоянке, чтобы исключить несанкционированноедвижение машины или ее рабо-
чихорганов. Этоможетбытьдостигнутоблокирующими устройствами, такими какключи зажигания, бло
кирующие главные переключатели или приспособления с замками. Запирающиеся кабины могут быть
приемлемой защитойдля органов управления или систем, расположенных внутри кабины.
4.9 Тормозные системы
Тормозные системыколесныхмашиндолжны соответствоватьтребованиям ИС011169. атормоз
ные системы гусеничных машин - требованиям ИСО 11512. Тормозные системы колесных машин, не
включенные в область применения ИС011169. должны соответствоватьтребованиям ИСО 3450.
4.10 Рулевые системы
Рулевые системы колесных машин должны соответствовать требованиям ИСО 5010. Кроме того,
колесные машинысмаксимальнойскоростьюболее30км/чдолжны бытьснабжены системойаварийно
го рулевогоуправления, соответствующей требованиям ИСО 5010.
6