ГОСТ Р 52231—2004
5.3.2 Заглушают двигатель.
5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.
5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для
автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5 т).
5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.
5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумоме-
ра.
5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой
передач — избиратель передач) в нейтральное положение.
5.3.9 Запускают двигатель.
5.4 Измерение
5.4.1 Расположение микрофона
5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностьюплощадки на высоте расположения выпускной
трубы глушителя, но не ниже 0.2 м (позиция 7на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии 0.5 м от среза выпускной трубы (позиции 1—5 на
рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением
не более ± 10° и составлять угол 45° ± 10° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока
отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1—5 на рисунке В.1 приложе
ния В).
5.4.1.4 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не
более 0.3 м. микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне
автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1 прило
жения В).
5.4.1.5 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми
более 0.3 м. микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1 приложе ния
В).
5.4.1.6 Для автомобиля с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавли
вают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии 0.5 м в направлении к ближайшей стороне
автомобиля. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на
рисунке В.1 приложения В).
5.4.2 Режим работы двигателя при проверке
При работе двигателя в режиме холостого хода с минимальной частотой вращения птП нажимают на
педаль управления подачей топлива (далее — педаль) и устанавливают повышенную частоту вращения
ппса сотклонением не более ± 100 мин-’. После работы двигателя в течение 5—7 с с повышенной частотой
вращения лпов, снимают усилие с педали до установления минимальной частоты вращения птл.
Данный режим работы двигателя повторяют с интервалом 8—10 с не менее трех раз.
5.4.3 Последовательность измерения уровня шума
5.4.3.1 Измеряют максимальное значение уровня шума в каждом режиме работы двигателя с
повышенной частотой вращения лГЛ0 и во время периода замедления вращения коленчатого вала до
лт1П. Измеренные значения уровня шума округляют до целого числа и считают достоверными при
разнице в показаниях не более 2 дБА При большей разнице показаний измерения повторяют.
5.4.3.2 Результатом измерений считают максимальное показание шумомера. которое сравнивают
с контрольными значениями, приведенными в разделе 4.
3