3
Тротуары в тоннелях (однополосные шириной 1000 мм или двухполосные шириной 1500 мм) допускается устраивать только при соответствующих технико-экономических обоснованиях.
5. Габарит приближения строений и оборудования автодорожных тоннелей по высоте следует принимать 5000 мм.
Габарит по высоте более 5000 до 6000 мм допускается принимать в случаях, когда размеры выработки при сооружении тоннеля, определяемые условиями рационального восприятия горного давления, а также конструкция тоннельной вентиляции позволяют применять этот габарит без увеличения объема выработки и стоимости сооружения тоннеля по сравнению с габаритом по высоте 5000 мм.
6. При расположении тоннелей на кривых участках дороги в плане с радиусом 1000 м и менее расстояние между боковыми ограждающими устройствами, указанное в таблице, следует увеличивать с внутренней стороны кривой в зависимости от ее радиуса согласно требованиям Строительных норм и правил по проектированию автомобильных дорог; верхнюю часть габарита тоннеля, расположенную над нишами для служебных проходов или тротуаров следует, кроме того, увеличивать с внутренней стороны кривой на величину дополнительного наклона транспортного средства h(iв - iп) (где h - высота автотранспортного средства, равная 4000 мм, iв - поперечный уклон проезжей части на вираже в данном поперечном сечении, iп - поперечный уклон проезжей части, принятый для прямых участков).
7. Установленные настоящим стандартом габариты приближения строений и оборудования по высоте должны соблюдаться в течение всего периода эксплуатации с учетом возможного изменения уровня проезжей части при укладке новых слоев дорожных покрытий взамен изношенных.