3
1.2.13. Д вери кабины вод ителя и салона, а такж е дверцы отсеков ку зо ва пожарных маш ин должны быть с набже ны автомат ич еск и зап ирающ им ися замками, надежно удерж иваться в закрытом и фикс ироваться в открытом положен иях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины вод ителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вв ерх, должны ф икс ироваться на высоте, об ес печ ивающей удобство и безопасность обслуживан ия.
1.2.14. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
1.2.15. Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли.
В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина - не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы.
Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.
1.2.16. Исключен.
1.2.17. Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности.
После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение.
Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.
1.2.18. Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании. Пневматические приводы - по ГОСТ 12.3.001-73. Гидравлические приводы н другие гидравлические устройства - по ГОСТ 16028-70.
Сосуды, работающие под давлением, должны соответствовать, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденным Госгортехнадзором СССР. Требования к гидроцилиндрам - по ГОСТ 16514-79.
1.2.19. Устройство и эксплуатация электрооборудования должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок», «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным Госэнергонадзором, а также «Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов», утвержденным МВД СССР.
Электрооборудование пожарных машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.