tipovaya-instruktsiya-dlya-inzhenerno-tekhnicheskikh-rabotnikov-po-nadzoru
Правила, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 26.05.1998 N 58, в которых приведена данная форма, введены в действие с 1 июля 1998 года.
Приложение И
к Правилам технической эксплуатации
подъемно-транспортного оборудования
морских торговых портов.
РД 31.44.01-97
(обязательное)
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
МАШИН, СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, СРЕДСТВ
УКРУПНЕНИЯ И РЕЛЬСОВЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ И ПО НАДЗОРУ
ЗА БЕЗОПАСНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ РАБОТ
ПЕРЕГРУЗОЧНЫМИ МАШИНАМИ
И1. Общие положения
И1.1. Настоящая Типовая инструкция определяет права и обязанности инженерно - технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, лифтов, сменных грузозахватных органов, установленных на перегрузочных машинах и комплексах котлов и сосудов, работающих под давлением <*>, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, а также по надзору за безопасным производством работ по перемещению грузов перегрузочными машинами <**>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем в настоящей Инструкции перегрузочные машины, лифты, сменные грузозахватные органы, установленные на перегрузочных машинах котлы и сосуды, работающие под давлением, в случаях, когда не требуется разделения, будут именоваться перегрузочными машинами.
<**> В дальнейшем, если не требуется конкретизация функций надзора, такие работники будут именоваться инженерно - техническими работниками по надзору.
На основании настоящей Типовой инструкции в порту должны быть разработаны с учетом местных условий и утверждены начальником порта инструкции для инженерно - технических работников по надзору с конкретизацией функций надзора.
И1.2. Инженерно - технические работники по надзору назначаются приказом по порту после проверки знаний правил и других нормативных материалов, перечисленных ниже (см. И2.1), выдачи соответствующего удостоверения и инструкции, разработанной в соответствии с И1.1.
Периодическая проверка знаний инженерно - технических работников по надзору должна производиться один раз в три года.
И1.3. Функции надзора распределяются между отделами и подразделениями порта следующим образом:
- отдел механизации обеспечивает надзор за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, сменных грузозахватных органов, сосудов под давлением;
- технологический отдел (группа) обеспечивает надзор за производством работ по перемещению грузов перегрузочными машинами, за соблюдением технологической дисциплины, за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения;
- отдел гидротехнических и инженерных сооружений обеспечивает надзор за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей.
И1.4. Инженерно - технические работники по надзору должны работать по планам, утвержденным главным инженером порта или заместителем начальника порта по эксплуатации.
И1.5. На инженерно - технических работников по надзору не могут быть возложены обязанности лиц, ответственных за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами.
И1.6. Во время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно - технического работника по надзору выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом по порту на другого инженерно - технического работника, прошедшего соответствующую проверку знаний.
И2. Обязанности
И2.1. Инженерно - технические работники по надзору должны наряду с ПТЭ знать правила и другие документы из числа перечисленных ниже и соответствующих функциям надзора конкретного работника:
а) документы Госгортехнадзора России:
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ-10-14-92), утверждены 30.12.92 (эти правила в дальнейшем именуются "Правила Госгортехнадзора по кранам");
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" (ПБ-10-11-97), утверждены 19.11.92;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов", утверждены 11.02.92;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов", утверждены 28.05.93;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утверждены 18.04.95;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды" (РД 03-04), утверждены 18.07.94;
- "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов" (РД-10-117-95), утверждены 08.08.95;
- РД 10-138-97. "Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин", утверждены 28.03.97;
- руководящие документы, инструкции, методические указания, информационные письма;
б) документы Минэнерго и Госэнергонадзора России:
- "Правила устройства электроустановок (ПУЭ)";
- "Правила эксплуатации электроустановок потребителей";
- "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей";
в) руководящие документы Минтранса России по охране труда:
- ПОТ РО-152-31.82.03-96. "Правила охраны труда в морских портах";
- РД 31.83.04-89. "Правила техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ММФ";
- РД 31.87.03-95. "Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта";
- приказы, инструктивные письма, указания;
- руководящие документы, инструкции, методические указания, информационные письма.
И2.2. Инженерно - технические работники по надзору за содержанием в исправном состоянии перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей обязаны:
- осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения, крановых рельсовых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;
- обеспечивать наличие и соответствие Правилам Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и ПТЭ технической документации на перегрузочные машины, съемные грузозахватные приспособления, средства укрупнения, крановые рельсовые пути и соблюдать установленный ПТЭ порядок ввода их в эксплуатацию;
- проверять соблюдение установленного в порту порядка назначения инженерно - технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения, крановых рельсовых путей в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов; контролировать наличие у этих работников удостоверений и должностных инструкций;
- проверять выполнение своих обязанностей инженерно - техническими работниками, ответственными за содержание перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения, крановых рельсовых путей в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов;
- проверять выполнение своих предписаний, предписаний органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Регистра и Государственного инспектора труда, а также установленного в порту порядка проведения мероприятий местного технического надзора - выполнения графиков оперативных и периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонта перегрузочных машин, сменных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей;
- производить в соответствии с ПТЭ первичные, очередные и внеочередные технические освидетельствования перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, записывая результаты освидетельствования в соответствующие технические документы: паспорта перегрузочных машин, журналы групповых механиков (электромехаников) и т.д.;
- оказывать помощь подразделениям порта в организации своевременного обследования кранов, отработавших нормативный срок, специализированными организациями и контролировать выполнение предписаний по результатам обследования;
- вести учет перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, если эти обязанности не возложены на других лиц;
- присутствовать при проверке перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения, рельсовых крановых путей представителями Госгортехнадзора, Госэнергонадзора;
- проводить не реже одного раза в 3 месяца совещания по вопросам безопасной эксплуатации перегрузочных машин на грузовых районах (в подразделениях) порта с обслуживающим персоналом и инженерно - техническими работниками, связанными с эксплуатацией перегрузочных машин;
- участвовать в расследовании аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, а также связанных с нарушением технологической дисциплины и установленного порядка производства работ; участвовать в разработке мероприятий по их предотвращению;
- контролировать качество выполнения ремонтных работ, соблюдение правил их производства и порядка допуска рабочих к производству работ;
- участвовать в комиссии по проверке знаний инженерно - технических работников, ответственных за содержание в исправном состоянии перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, и по проверке знаний лиц, ответственных за безопасное выполнение работ по перемещению грузов перегрузочными машинами.
И2.3. В обязанности инженерно - технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин входит, кроме указанного в И2.2, обеспечение организационных и технических мероприятий, приведенных в И2.3.1 - И2.3.8.
И2.3.1. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин обязаны:
- проверять соблюдение установленного в порту порядка допуска рабочих к управлению, техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин;
- контролировать соблюдение системы нарядов - допусков при выполнении работ вблизи электропередач и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;
- контролировать выполнение установленного в порту порядка выделения перегрузочных машин сторонним организациям;
- организовывать периодическую проверку знаний инженерно - технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии;
- участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний докеров - механизаторов и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту и проверять их знания на рабочих местах;
- осуществлять надзор за монтажом перегрузочного оборудования и участвовать в работе комиссий по приемке его в эксплуатацию.
И2.3.2. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин не должны допускать к эксплуатации перегрузочные машины, если:
- обслуживание машин производится неаттестованным персоналом;
- не назначены инженерно - технические работники, ответственные за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии, а также лица, ответственные за безопасное производство работ;
- истек срок технического освидетельствования;
- отсутствует паспорт установленной формы или он не содержит необходимых сведений;
- не выполнены выданные им предписания или предписания органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Государственного инспектора труда;
- на перегрузочной машине выявлены неисправности, которые свидетельствуют об отсутствии надлежащего местного технического надзора на грузовом районе (в подразделении) порта и могут привести к аварии или несчастному случаю;
- применяемые грузозахватные приспособления и средства укрупнения не соответствуют массе и характеру перемещаемых грузов.
И2.3.3. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов не должны допускать к эксплуатации краны и сменные грузозахватные органы, если обнаружены нарушения, указанные в И2.3.2, а также, если:
- выявлены неисправности тормозов, канатов и их креплений, цепей, крюков, лебедок, ходовых колес, блокировочных устройств и приборов безопасности, ограничителя грузоподъемности, а также несоответствие электрической схемы крана его проекту;
- имеются трещины или недопустимые деформации в несущих металлоконструкциях;
- неисправны механизмы, электрооборудование или заземление крана;
- выявлены неисправности рельсового кранового пути;
- не проведены первичное или повторные обследования крана со сроком службы более установленного Правилами Госгортехнадзора по кранам.
И2.3.4. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией лифтов не должны допускать лифты к эксплуатации, если обнаружены нарушения, указанные в И2.3.2, а также, если:
- обслуживание лифтов не соответствует требованиям Госгортехнадзора, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации лифтов;
- повреждено ограждение шахты;
- отсутствуют или неисправны замки дверей шахты и кабины, концевые выключатели, подпольные контакты, другие блокировочные контакты или предохранительные устройства;
- понижено сопротивление изоляции проводки и аппаратуры;
- неисправны звуковая и световая сигнализации;
- отсутствует освещение шахты, кабины, машинного помещения, площадки перед дверью шахты;
- имеют место случаи самопроизвольного движения кабины лифта;
- имеются другие неисправности, которые могут вызвать аварию или несчастный случай.
И2.3.5. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, должны руководствоваться в своей работе указаниями Госгортехнадзора, приведенными в Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
И2.3.6. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией котлов должны руководствоваться в своей работе требованиями Госгортехнадзора, приведенными в Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и в Правилах устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
И2.3.7. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией машин внутрипортового безрельсового транспорта не должны допускать к эксплуатации эти машины, если обнаружены нарушения, указанные в И2.3.2, а также, если:
- неисправны: рулевое управление, тормозная система, сигнальные и осветительные приборы;
- неисправны: рессорная подвеска, аппаратура управления, устройства гидросистемы;
- неисправен сменный грузозахватный орган;
- появился ненормальный шум;
- наблюдается подтекание топлива, искрение электрооборудования или его перегрев, тяговые аккумуляторы разряжены ниже нормы;
- выявлены другие неисправности, которые не обеспечивают безопасного производства работ или могут привести к поломкам или авариям.
И2.3.8. Инженерно - технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией машин непрерывного транспорта не должны допускать к эксплуатации эти машины, если обнаружены нарушения, указанные в И2.3.2, а также, если неисправны:
- привод машины, редукторы и механизмы;
- рабочий орган, приемные, сбрасывающие и заборные устройства;
- ходовая часть, приборы освещения и сигнализации;
- система управления, электрооборудование, заземление, система блокировки.
И2.4. В обязанности инженерно - технических работников по надзору за безопасным производством работ по перемещению грузов перегрузочными машинами, за соблюдением технологической дисциплины, за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения входит, кроме перечисленного в И2.2, обеспечение организационных и технических мероприятий, приведенных в И2.4.1 и И2.4.2.
И2.4.1. Инженерно - технические работники по надзору за безопасным производством работ по перемещению грузов перегрузочными машинами, за соблюдением технологической дисциплины, за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения обязаны:
а) проверять соблюдение установленного в порту порядка допуска к работе стропальщиков и сигнальщиков;
б) организовывать периодическую проверку знаний рабочих комплексных бригад, выполняющих функции стропальщиков и сигнальщиков, и участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний этих рабочих;
в) проверять выполнение правил безопасного производства работ при перемещении груза перегрузочными машинами, обращая особое внимание на соблюдение:
- правил производства работ - правильность застропки, состояние и соответствие виду и массе груза съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, выполнение требований рабочих технологических карт;
- системы нарядов - допусков при выполнении работ вблизи линии электропередач;
- габаритов складируемого груза работ по перемещению грузов;
г) не допускать производства работ перегрузочными машинами, если:
- обслуживание перегрузочных машин производится неаттестованными стропальщиками и сигнальщиками;
- не назначены лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов, за соблюдение технологической дисциплины, за содержание съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения в исправном состоянии;
- в работе применяются неосвидетельствованные, немаркированные и неисправные грузозахватные приспособления и средства укрупнения.
И2.5. В обязанности инженерно - технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей входит, кроме указанного в И2.2, своевременное составление и обеспечение исполнения графиков нивелировки рельсовых крановых путей и их ремонта по результатам нивелировки, а также ремонта по результатам ежедневных осмотров, периодических и внеочередных инструментальных наблюдений.
И3. Права
Инженерно - технические работники по надзору имеют право:
- в любое время суток посещать любые подразделения порта и проверять состояние и условия эксплуатации перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, а также проверять знание требований безопасности докерами - механизаторами и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту;
- останавливать работу перегрузочных машин и применение съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения при обнаружении неисправностей, которые могут повлечь аварию или травмирование людей;
- требовать от инженерно - технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, а также от лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с безопасностью работы;
- давать администрации грузовых районов и других подразделений порта обязательные для выполнения предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;
- ставить вопрос перед администрацией грузовых районов и других подразделений порта об отстранении от работы необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушивших свои должностные и производственные инструкции и правила охраны труда;
- ставить вопрос перед администрацией грузовых районов и других подразделений порта о наказании виновных в нарушении правил эксплуатации, обслуживания и ремонта перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, а также виновных в несоблюдении технологической дисциплины и безопасных приемов работ;
- ходатайствовать перед администрацией порта о поощрении инженерно - технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин, съемных грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей, а также о поощрении лиц, ответственных за безопасное производство работ.