Требования к структуре и содержанию программы учебного модуля в системе повышения квалификации Московской области
Приложение N 2 к Положению о правилах и порядке экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей в системе повышения квалификации Московской области
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Программы учебных модулей (академического инвариантного модуля, кафедрального инвариантного модуля, вариативного модуля) являются инструментом для реализации программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и включают в себя следующие разделы:
1. Учебный план.
2. Учебно-тематический план.
3. Пояснительная записка.
4. Программа.
5. Список литературы.
6. Приложения.
Учебный план (приложение N 1) содержит:
- цель обучения;
- категорию слушателей (в строгом соответствии с занимаемой должностью);
- продолжительность обучения;
- форму обучения (с отрывом от работы - если слушатель учится каждый день недели определенный промежуток времени, с частичным отрывом от работы - если слушатель учится раз-два в неделю);
- режим занятий (количество часов в день);
- перечень разделов и дисциплин;
- количество часов по разделам и дисциплинам;
- виды учебных занятий;
- формы аттестации и контроля знаний.
Примечание: аудиторные занятия составляют 2/3 от количества программных часов, из них 1/3 - лекционные занятия, 1/3 - практические занятия (семинарские, деловые игры и т.д.); внеаудиторная самостоятельная работа составляет 1/3 от количества программных часов.
Учебно-тематический план (приложение N 2) конкретизирует учебный план и включает:
- название тем в выделенных разделах, дисциплинах;
- количество часов, отводимых на изучение тем, разделов;
- виды учебных занятий (аудиторные: лекции; практические, семинарские занятия, деловые игры; внеаудиторные: самостоятельная работа слушателей);
- формы и виды контроля (текущего и итогового).
Пояснительная записка содержит:
- общую характеристику учебного модуля: назначение и место в программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов для указанной категории слушателей;
- обоснование актуальности учебной программы с точки зрения ее общепедагогической значимости, социально-педагогической востребованности в региональной системе повышения квалификации; направленности на подготовку специалистов для решения актуальных задач инновационного развития системы образования;
- цели обучения по данной программе;
- методологию обучения с кратким обоснованием выбора методик, форм занятий (аудиторные: лекции; практические, семинарские занятия, деловые игры; внеаудиторные: самостоятельная работа слушателей); форм и содержания текущего и итогового контроля;
- перечень учебных модулей, дополняющих содержание данного модуля, выбор которых слушателем желателен/возможен;
- ожидаемые результаты освоения программы (в виде требований к уровню подготовки слушателей).
Программа содержит:
- реферативное описание разделов, тем учебного модуля с сохранением логической последовательности учебного материала;
- перечень актуальных вопросов каждой темы, раздела, которые необходимо раскрыть в процессе обучения;
- виды учебных занятий в соответствии с учебно-тематическим планом.
Например:
1. _____________ (название раздела, дисциплины).
1.1. ______________ (название темы).
Лекция: _________ (основное содержание).
Практическое занятие (семинарское): ___________ (основное содержание).
1.2. ______________ (название темы)
Самостоятельная внеаудиторная работа _________ (содержание работы слушателей).
Список литературы.
Приложения к программе учебного модуля содержат:
- материалы для организации работы слушателей, в т.ч. содержание внеаудиторной самостоятельной работы слушателей;
- диагностические материалы для оценки качества усвоения программы: задания и "ключи" к предусмотренным в учебном плане формам текущего контроля;
- перечень тем итоговых проектных работ;
- оценочная балльно-рейтинговая шкала.
Источник - Приказ Министерства образования МО от 28.12.2009 № 2804 (с изменениями и дополнениями на 2010 год)