Регламент проведения профессионально-общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Утверждено решением ______________ _________________________________ Протокол N ___ от "___"________ __ г.
Регламент 1 проведения профессионально-общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность 1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент (далее - "Регламент") регулирует организацию и проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которой установлено, что профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - качество и уровень подготовки), отвечающими требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (далее вместе - требования к специалистам, рабочим и служащим).
1.2. Для целей настоящего Регламента под профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ (далее - профессионально-общественная аккредитация) понимается профессионально-общественная аккредитация, которая:
1.2.1. осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом на основе организационно-методического сопровождения, проводимого ___________________;
1.2.2. проводится аккредитующими организациями, в качестве которых выступают ________________________________________, принимающие на добровольной основе правила и требования, установленные настоящим Регламентом, а также организации, уполномоченные __________________________.
1.3. Критерии и процедуры отбора уполномоченных организаций определяются объединениями работодателей.
1.4. Профессионально-общественная аккредитация проводится в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и (или) иными квалификационными требованиями, установленными на общероссийском уровне (далее - требования профессиональных стандартов и иные общероссийские квалификационные требования).
1.5. Профессионально-общественная аккредитация проводится на основе следующих принципов:
1.5.1. добровольный характер прохождения профессионально-общественной аккредитации организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
1.5.2. единство требований при оценке качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы по одной профессии, специальности, направлению подготовки вне зависимости от организации, в которой были освоены образовательные программы;
1.5.3. независимость профессионально-общественной аккредитации от государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
1.5.4. объективность и компетентность профессионально-общественной аккредитации, обеспечиваемая отбором и подготовкой экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;
1.5.5. открытость, достоверность и актуальность информации о процедурах и результатах профессионально-общественной аккредитации.
1.6. Система профессионально-общественной аккредитации, осуществляемой в соответствии с настоящим Регламентом (далее - система профессионально-общественной аккредитации), включает в себя:
1.6.1. аккредитующие организации, указанные в пп. 1.2.2 настоящего Регламента;
1.6.2. координационный орган профессионально-общественной аккредитации (далее - координационный орган), создаваемый _______________________________ в целях координации работы по организационно-методическому сопровождению профессионально-общественной аккредитации;
1.6.3. базовую организацию, уполномоченную на организационно-техническое обеспечение координации работы по организационно-методическому сопровождению профессионально-общественной аккредитации (далее - базовая организация), определяемую координационным органом.
1.7. ______________________________________, желающее проводить профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с правилами и требованиями, установленными настоящим Регламентом, представляет в координационный орган заявку о вхождении в систему профессионально-общественной аккредитации (далее - заявка) с приложением документов, перечень которых устанавливается координационным органом.
1.8. Координационный орган рассматривает заявку и принимает решение по вопросу о включении _________________________________, а также уполномоченной им аккредитующей организации (при наличии такой организации) в реестр объединений работодателей, проводящих профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с правилами и требованиями, установленными настоящим Регламентом, и в реестр аккредитующих организаций.
1.9. Основными функциями координационного органа являются:
1.9.1. организационное обеспечение деятельности системы профессионально-общественной аккредитации;
1.9.2. нормативно-методическое обеспечение деятельности системы профессионально-общественной аккредитации;
1.9.3. рассмотрение заявок ___________________________ о вхождении в систему профессионально-общественной аккредитации и принятие решений по вопросу о включении их, а также уполномоченных ими аккредитующих организаций в соответствующие реестры;
1.9.4. формирование апелляционных комиссий для рассмотрения апелляций;
1.9.5. выдача аккредитующим организациям предписаний о пересмотре решений в случае установления их неправомерности в результате рассмотрения апелляций;
1.9.6. организация мониторинга деятельности аккредитующих организаций в целях анализа соответствия проводимой ими профессионально-общественной аккредитации правилам и требованиям, установленным настоящим Регламентом; в случае выявления нарушений - выдача аккредитующим организациям предписаний об устранении нарушений, а также принятие решений об исключении ____________________________________ и (или) уполномоченных ими аккредитующих организаций из соответствующих реестров;
1.9.7. обеспечение взаимодействия системы профессионально-общественной аккредитации с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе с аккредитационными органами, проводящими государственную аккредитацию образовательной деятельности), профессиональными сообществами, общественными и иными организациями (в том числе международными и иностранными).
1.10. Базовая организация:
1.10.1. осуществляет техническое обеспечение деятельности координационного органа;
1.10.2. готовит проекты организационных и нормативно-методических документов по вопросам профессионально-общественной аккредитации;
1.10.3. формирует и ведет реестр аккредитующих организаций;
1.10.4. формирует и ведет реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию;
1.10.5. ежегодно представляет в координационный орган финансовый отчет о своей деятельности за прошедший год;
1.10.6. выполняет иные функции, необходимые для организационно-технического обеспечения координации работы по организационно-методическому сопровождению профессионально-общественной аккредитации.
1.11. Профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.12. Профессионально-общественная аккредитация осуществляется на основании аккредитационной экспертизы, проводимой аккредитующими организациями самостоятельно, а также привлекаемыми ими к проведению указанной экспертизы экспертными организациями и (или) экспертами.
1.13. Примерная методика проведения аккредитационной экспертизы утверждается координационным органом.
1.14. На основании настоящего Регламента и примерной методики проведения аккредитационной экспертизы аккредитующая организация утверждает порядок проведения профессионально-общественной аккредитации и методику проведения аккредитационной экспертизы.
2. Проведение аккредитационной экспертизы
2.1. Проведение аккредитационной экспертизы осуществляется в _____________ форме, а также на основании информации, размещенной на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет"), и (или) информации, распространенной иным законным способом.
2.2. При проведении аккредитационной экспертизы осуществляется анализ информации, указанной в п. п. 2.3, 2.4 настоящего Регламента, в части реализации аккредитуемых образовательных программ.
2.3. Аккредитационная экспертиза проводится путем оценки следующих групп основных показателей:
2.3.1. группа показателей "соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям" оценивается на основании следующей информации:
2.3.1.1. результаты сертификации квалификаций и (или) иных оценочных процедур;
2.3.1.2. информация, полученная от работодателей:
2.3.1.2.1. о результатах проведения практик обучающихся;
2.3.1.2.2. об эффективности работы выпускников, освоивших соответствующие образовательные программы, в течение первых трех лет после трудоустройства;
2.3.1.3. портфолио, характеризующее результаты учебной, научной, творческой деятельности обучающихся;
2.3.2. группа показателей "востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда" оценивается на основании следующей информации:
2.3.2.1. информация об устойчивом спросе работодателей на выпускников организации, осуществляющей образовательную деятельность, освоивших соответствующие образовательные программы, в том числе информация о договорах об образовании за счет средств юридических лиц, заключенных между указанной организацией и работодателями, и договорах о целевом обучении, заключенных между лицами, обучающимися в указанной организации, и работодателями;
2.3.2.2. информация о трудоустройстве выпускников, освоивших соответствующие образовательные программы, в соответствии с полученной специальностью (при наличии источников такой информации, обеспечивающих ее достоверность).
2.4. При проведении аккредитационной экспертизы оцениваются следующие группы дополнительных показателей:
2.4.1. группа показателей "качество материально-технических, информационно-телекоммуникационных, учебно-методических, кадровых и иных условий, используемых для подготовки кадров" оценивается на основании отзывов экспертов и иной информации:
2.4.1.1. о соответствии оборудования и иных материально-технических и информационно-телекоммуникационных ресурсов, используемых при осуществлении образовательного процесса, современному уровню развития конкретной области профессиональной деятельности;
2.4.1.2. о качестве учебно-методических условий (библиотек, в том числе цифровых (электронных) библиотек, включающих в себя учебные и учебно-методические материалы и обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, иным информационным ресурсам), используемых при осуществлении образовательного процесса;
2.4.1.3. об участии в осуществлении образовательного процесса преподавателей, имеющих практический опыт работы в конкретной области профессиональной деятельности;
2.4.1.4. о качестве иных условий, используемых при осуществлении образовательного процесса;
2.4.2. группа показателей "обеспеченность интеграции научной и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ" оценивается на основании отзывов экспертов и иной информации о результатах научной (научно-творческой) деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, об участии педагогических работников и обучающихся в указанной деятельности;
2.4.3. группа показателей "вовлеченность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в международное сотрудничество, связанное с образовательной деятельностью" оценивается на основании информации об участии указанной организации в международном сотрудничестве по вопросам образовательной деятельности, обеспечивающем повышение соответствия качества и уровня подготовки требованиям к специалистам, рабочим и служащим (включая наличие договоров об образовании и иных договоров, заключенных между указанной организацией и иностранными организациями и иностранными физическими лицами, участие организации в международных проектах, в том числе участие обучающихся в реализации этих проектов);
2.4.4. группа показателей "признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность" оценивается на основании информации, подтверждающей признание указанного качества российскими, иностранными и международными организациями.
2.5. Оценка показателей, предусмотренных подп. 2.4.1, 2.4.2 настоящего Регламента, осуществляется с учетом взаимодействия организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.6. Методика проведения аккредитационной экспертизы, утверждаемая аккредитующей организацией, должна предусматривать:
2.6.1. обязательность учета результатов сертификации квалификаций и (или) иных оценочных процедур;
2.6.2. возможность использования иных показателей и (или) видов информации, предусмотренных п. п. 2.3, 2.4 настоящего Регламента, а также, при необходимости, показателей и (или) видов информации, установленных аккредитующей организацией.
2.7. Результаты аккредитационной экспертизы публикуются на официальном сайте аккредитующей организации в сети "Интернет".
3. Принятие решения о профессионально-общественной аккредитации
3.1 Результаты аккредитационной экспертизы являются основанием для принятия аккредитующей организацией решения о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации.
3.2. При принятии решения о профессионально-общественной аккредитации аккредитующая организация:
3.2.1. выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации (далее - аккредитационное свидетельство);
3.2.2. предоставляет организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронное изображение логотипа профессионально-общественной аккредитации (далее - аккредитационный логотип).
3.3. Требования к бланку аккредитационного сертификата, порядок изготовления и использования бланков аккредитационного сертификата, требования к аккредитационному логотипу и порядок его использования устанавливаются координационным органом.
3.4. Аккредитационное свидетельство содержит следующие сведения:
3.4.1. регистрационный номер, дату выдачи;
3.4.2. сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность:
3.4.2.1. полное наименование и организационно-правовая форма организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3.4.2.2. место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3.4.3. сведения об аккредитующей организации:
3.4.3.1. полное наименование и организационно-правовая форма аккредитующей организации;
3.4.3.2. место нахождения аккредитующей организации;
3.4.3.3. регистрационный номер аккредитующей организации в реестре организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию;
3.4.4. сведения об образовательных программах, прошедших профессионально-общественную аккредитацию:
3.4.4.1. уровень или вид (подвид) образования;
3.4.4.2. код и наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии);
3.4.4.3. наименование образовательной программы;
3.4.4.4. сведения о профессиональных стандартах и (или) иных квалификационных требованиях, установленных на общероссийском уровне, в соответствии с которыми проведена профессионально-общественная аккредитация.
3.5. Срок действия аккредитационного свидетельства составляет:
3.5.1. для образовательных программ, срок получения образования по которым составляет менее 1 учебного года, - от ____ до ____ лет;
3.5.2. для образовательных программ, срок получения образования по которым составляет 1 учебный год и более, - от ____ до ____ лет.
3.6. Аккредитационный логотип действителен в течение срока действия аккредитационного свидетельства.
3.7. В порядке проведения профессионально-общественной аккредитации, утверждаемом аккредитующей организацией, устанавливаются критерии принятия решения о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации, а также критерии установления срока действия аккредитационного свидетельства в пределах, установленных п. 3.5 настоящего Регламента.
3.8. Аккредитующие организации в месячный срок после принятия решения о профессионально-общественной аккредитации представляют в базовую организацию сведения о проведенной ими профессионально-общественной аккредитации.
3.9. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в координационный орган апелляционное заявление о несогласии с решением, принятым аккредитующей организацией, в том числе в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации (далее - апелляция).
3.10. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой координационным органом совместно с аккредитующей организацией.
В случае установления апелляционной комиссией, что оспариваемое решение аккредитующей организации принято с нарушением процедур профессионально-общественной аккредитации или на основании аккредитационной экспертизы, проведенной с нарушением методики ее проведения, либо не соответствует требованиям к специалистам, рабочим и служащим, координационный орган выдает аккредитующей организации предписание о пересмотре указанного решения.
4. Использование результатов профессионально-общественной аккредитации
4.1. Информация о профессионально-общественной аккредитации вносится в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию (далее - реестр программ), в котором указываются сведения, содержащиеся в аккредитационном свидетельстве. Информация, содержащаяся в реестре программ, является открытой и общедоступной. Реестр программ размещается в сети "Интернет".
4.2. Организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, имеет право:
4.2.1. размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации (в том числе аккредитационный логотип) на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
4.2.2. включать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях;
4.2.3. указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании и (или) о квалификации, и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию.
4.3. При прохождении государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в аккредитационный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования. Сведения о профессионально-общественной аккредитации рассматриваются аккредитационным органом при проведении государственной аккредитации.
4.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учитывать наличие профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при принятии иных управленческих решений в отношении организаций, реализующих образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию.
4.5. Результаты профессионально-общественной аккредитации могут использоваться аккредитующими организациями и иными заинтересованными организациями при формировании рейтингов образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1 В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.