Инструкция по охране труда для водителя микроавтобуса
____________________________________________________
(наименование организации)
Дата выдачи Обозначение (номер) инструкции Отметка об ознакомлении
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного работодателя
либо иного уполномоченного ___________ ____________________
работниками органа (подпись) (Ф.И.О.)
___________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.) Дата утверждения
М.П.
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение
профсоюзного или иного
уполномоченного работниками
органа
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для водителя микроавтобуса 1
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя микроавтобуса при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _______________.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К самостоятельной работе в качестве водителя микроавтобуса допускаются лица, достигшие 20 лет, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие:
- вводный инструктаж;
- инструктаж по пожарной безопасности;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10-часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, - 20-часовой программе);
- инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением квалификационной группы I.
1.2. Водитель микроавтобуса должен проходить:
- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже чем через каждые три месяца;
- внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, - 30 календарных дней);
- диспансерный медицинский осмотр.
1.3. Водитель микроавтобуса обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
- соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
- соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель микроавтобуса должен:
- уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
- знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
- соблюдать правила дорожного движения;
- выполнять только порученную работу и не передавать ее другим лицам без указания вышестоящего руководства;
- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
- содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель микроавтобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить администрации. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся администрации, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель микроавтобуса несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. Основными опасными и вредными производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
- движущиеся и вращающиеся детали и узлы микроавтобуса;
- горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
- отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
- столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
- повышенный шум и вибрация в микроавтобусе.
1.10. Водитель микроавтобуса должен быть обеспечен следующими СИЗ: костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - дежурный; перчатки хлопчатобумажные или перчатки трикотажные с полимерным покрытием - 6 пар.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Проверить наличие водительского удостоверения, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, свидетельства государственной регистрации транспортного средства.
2.3. Внешним осмотром убедиться в полной исправности микроавтобуса и проверить:
- техническое состояние микроавтобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных микроавтобусов - герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, медицинской аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
- заправку микроавтобуса топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.4. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее, не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
2.5. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу стоп-сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.6. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
2.7. Заправку микроавтобуса топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне микроавтобуса запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
2.8. При работе микроавтобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
- операции по приемке, заправке микроавтобуса и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны микроавтобуса;
- продувку бензосистемы производить насосом;
- использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
- при попадании этилированного бензина на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
- в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
- при заправке микроавтобуса этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
2.9. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева только при закрытом вентиле нормоподогрева.
2.10. При обслуживании газобаллонных микроавтобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
2.11. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
2.12. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных микроавтобусов и газовой аппаратуры, должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния микроавтобуса.
3.4. При перевозке детей:
- должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком "Дети", а также двумя огнетушителями;
- детей должны сопровождать двое взрослых;
- во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
- скорость движения - не выше 60 км/час.;
- перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять микроавтобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте микроавтобуса на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить микроавтобус с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту микроавтобуса лиц, не имеющих на это права (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю микроавтобуса не разрешается:
- управлять микроавтобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
- выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
- передавать управление микроавтобусом другим лицам;
- выполнять буксировку микроавтобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне микроавтобуса;
- подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
- протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке микроавтобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост микроавтобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на микроавтобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под микроавтобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку "Двигатель не включать! Работают люди!" При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу микроавтобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте микроавтобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем микроавтобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того как микроавтобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не более чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
- при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или (при отсутствии его) теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
- пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
- для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При появлении неисправности в работе двигателя принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить микроавтобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- без промедления остановиться и не трогать с места автомобиль, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
- поставить в известность работников ГИБДД;
- в случае необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавшего на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номер автотранспорта, после чего возвратиться на место происшествия;
- сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии очевидцев;
- освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства, поставить в известность своего руководителя.
4.3. При обнаружении задымления или в случае пожара:
- остановить микроавтобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
- сообщить в пожарную охрану и администрации;
- приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить микроавтобус. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Микроавтобус очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара, и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.
1 На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда и других заинтересованных лиц.