model-trenerskikh-kompetentsiy
Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 31.01.2011.
Приложение N 3
к Положению о сертификации
бизнес-тренеров
Модель тренерских компетенций
1. Разработка тренинга
- Подробно выясняет потребность клиента перед разработкой тренинговой программы.
- Определяет цели программы - изменения в уровне навыков, знаниях, установках.
- Разрабатывает структурированную программу с четко прослеживаемой логикой.
- Создает гармоничный дизайн тренинга, умело чередуя различные виды активности.
- Предусматривает механизмы оценки эффективности тренинга.
- При презентации программы оперирует запросами, озвученными клиентом.
2. Проведение тренинга
2.1. Навыки презентации:
- Ясно излагает содержание тренинга (бизнес-технологию).
- Иллюстрирует содержание примерами из своего или чужого бизнес-опыта.
- Связывает смысловые блоки содержания.
- Демонстрирует актуальность и применимость бизнес-технологии для конкретного клиента (участника).
- Адаптирует уровень изложения материала к уровню группы, не искажая при этом сути бизнес-технологии.
- На собственном примере демонстрирует применение изучаемых бизнес-технологий на практике.
- Использует различные медиасредства - презентации, видеоматериал.
2.2. Навыки управления содержанием тренинга:
- Четко ставит задачу для выполнения группой (дает инструкции).
- После выполнения задания задает вопросы, согласованные с целью выполнения данного задания.
- Фиксирует значимые идеи, звучащие в ходе обсуждения: резюмирует, записывает на флип-чарте.
- Дает удовлетворяющие участников ответы на вопросы и возражения.
- В конце каждого смыслового блока резюмирует произошедшее, делает выводы и подводит итоги.
- Проверяет понимание группой материала.
2.3. Навыки управления поведением участников и их взаимодействием:
- Управляет временем.
- Создает удобное и необходимое для эффективной работы пространство.
- Уделяет внимание каждому участнику.
- Поощряет участников, мотивирует их на активную работу.
- Разрешает возникающие конфликты и снижает неконструктивное напряжение.
- Сохраняет спокойствие и самоконтроль при различных проявлениях участников.
- Конструктивно реагирует на любое проявление группы.
- При необходимости оперативно корректирует исходный сценарий тренинга.
2.4. Навыки коммуникации:
- Быстро налаживает конструктивный контакт с участниками.
- Использует обращение к участникам по именам.
- Обладает навыками активного слушания и адекватно их использует: уточнение, вопросы, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника (проговаривание подтекста).
- Грамотно говорит.
- Невербальные проявления соответствуют содержанию речи.
- Уместно использует юмор.
2.5. Навыки обратной связи:
- Дает участникам обратную связь по результатам практических заданий и в ходе фасилитации.
- При подаче обратной связи соблюдает баланс позитивной и негативной.
- Описывает действия участников, воздерживается от личностных оценок.
- Описывает оптимальный вариант поведения или задает вопросы, побуждающие к его осознанию.
- Формирует и поддерживает тренинговую среду, соответствующую целям обучения.
- Подбирает методические средства в соответствии с целями обучения.
- Содержание заданий согласовано с темой тренинга и особенностями организации.
- Предоставляемая информация подобрана и структурирована в соответствии с темами.
- Стиль поведения тренера соответствует содержанию и целям тренинга.
- Способствует достижению участниками целей тренинга.
- Организация пространства и график тренинга, применяемые оборудование и материалы соответствуют целям обучения.
3. Оценка эффективности и поддержка результатов тренинга:
- Оценивает эффективность тренинга на различных уровнях: отношения, знания и навыки.
- Дает рекомендации по применению навыков с учетом специфики конкретной компании и бизнес-ситуации.
- Предлагает пути и способы дальнейшего развития полученных навыков (чтение специальной литературы, практические упражнения, дополнительные программы обучения и т.д.).
- Отслеживает влияние тренинга на изменение поведения участников.
- При необходимости проводит посттренинговые мероприятия для закрепления полученных на тренинге навыков (коучинг-сессии, встречи по обмену опытом и т.д.).
- При необходимости предлагает новые обучающие программы, органично дополняющие пройденную и способствующие дальнейшему развитию навыков.
4. Разделы знаний, проверяемые в тесте:
- Построение системы обучения и развития организации.
- Выявление потребностей в обучении и развитии.
- Проектирование тренинговой программы.
- Техники тренинга.
- Система оценки эффективности тренинга.
- Технологии наставничества и коучинга.