Административное дело № 2а-1594/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2019 года г. Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Яковлева М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Никифоровского района Тамбовской области о признании информации, размещенной на страницах сайта с URL – адресом https://tambov.pto24.org/ в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
Установил:
Прокурор Никифоровского района Тамбовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации о продаже диагностических карт, подтверждающих допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр, размещённой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование административных исковых требований указав, что в ходе мониторинга, осуществленного с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлен сайт, размещенный в сети «Интернет» по адресу: https://tambov.pto24.org/. Установлено, что выявленный сайт содержит запрещенную информацию, а именно: информацию о продаже диагностических карт, подтверждающих допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. Просил признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL-адресом https://tambov.pto24.org/ информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Административным истцом при подаче административного искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административному ответчику вручена копия административного искового заявления и приложенных к нему документов, копия определения суда о принятии административного искового заявления и назначении досудебной подготовки от 21 марта 2019 года, разъяснены требования ст. 291 КАС РФ в соответствии с которой административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. В представленном письменном заявлении административный ответчик указал, что против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражает.
Определением суда от 09 апреля 2019 года настоящее административное дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Сайт в сети "Интернет", согласно пункту 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона, - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 1 июля 2011г. №170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации. Учет сведений о результатах проведения технического осмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В соответствии с со ст. 19 указанного Федерального закона диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.
Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства.
Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем три года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней в течение не менее чем пять лет.
Диагностическая карта является документом строгой отчетности.
Устанавливая порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, Федеральный закон от 1 июля 2011г. №170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере технического осмотра относит установление правил проведения технического осмотра (статья 7).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011г. №1008 утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств (далее - Правила). Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования.
Пункт 9 Правил содержит перечень документов, которые заявитель представляет оператору технического осмотра для проведения технического осмотра. Данные положения Правил соответствуют частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в данной части представителя владельца транспортного средства); 2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Таким образом, из совокупности исследованных положений действующего законодательства судом установлено, что диагностическая карта является официальным документом, содержащим сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, может выдаваться только после технического диагностирования методами визуального, органолептического контроля и с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.
Частями 3, 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выдачу диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и передачу в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился.
В соответствии со ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков
Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов.
Согласно составленной справке от 18.03.2019, был выявлен сайт с URL-адресом https://tambov.pto24.org/, на котором в свободном доступе размещена информация о продаже диагностических карт, подтверждающих допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр.
В подтверждение заявленных требований были представлены заверенные скриншоты вышеуказанного сайта.
Информация, размещенная на указанном сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно допустимости приобретения и использования диагностических карт без прохождения установленной процедуры их получения, то есть без фактического прохождения технического осмотра транспортного средства.
Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
Следовательно, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012г. N1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228.
Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28 марта 2018 года, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч.2 ст. 20 КАС РФ).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.
Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области на запрос суда о владельце сайта представлены данные о том, что информацией о владельцах сайта Управление не располагает.
На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, приходя к выводу о том, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан РФ, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования прокурора Никифоровского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL-адресом https://tambov.pto24.org/ информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Решение в соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения страницы сайта с URL-адресом https://tambov.pto24.org/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного производства) может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судья М.В. Яковлева