ГОСТ Р ИСО/МЭК 10746-2-2000
реализации, и какую информацию должны предоставить реализаторы (согласно понятий ВОС ЗСРП
и ДИРПТ).
В процессе тестирования существуют две роли: реализатор и тестер. Первая роль —реализатор,
который создает реализацию на основе спецификации. Реализатор должен предоставить заявление
об отображении всех терминов, используемых в спецификации, в предметы или явления реального
мира. Таким образом, должны быть указаны интерфейсы, удовлетворяющие точкам соответствия, и
даны представления сигналов. Если спецификация яачяется абстрактной, то отображение ее
основных терминов в реальном мире само может быть сложным. Например, в спецификации
вычислительной точки зрения (см. ИСО/МЭК 10746-3) примитивные термины могут быть набором
взаимодействий между объектами. Реализатор, желающий соответствовать спецификации вычисли
тельной точки зрения, должен указать, как обеспечиваются взаимодействия. —либо ссылаясь на
инженерную спецификацию, либо предоставляя подробное описание нестандартных методов (хотя
этот подход ограничивает область применения реализации системами, в которых имеется соответ
ствие использованному нестандартному методу).
Вторая роль —тестер, который наблюдает поведение тестируемой системы. Тестирование
включает в себя некоторое совместное повеление процесса тестирования и тестируемой системы.
Если поведение дано в причинных обозначениях, то имеется целый спектр типов тестирования от:
а) пассивного тестирования, при котором все поведение порождается тестируемой системой
и регистрируется тестером, до
б) активного тестирования, при котором поведение порождается и регистрируется тестером.
Обычно спецификация тестируемой системы существует в форме интерфейса, как и специфи
кация тестера и процедур тестирования. Когда происходит тестирование, эти интерфейсы связыва
ются.
Тестер должен интерпретировать свои наблюдения, используя отображение, предоставляемое
реализатором, для получения утверждений о реализации, которые затем могут быть проверены для
того, чтобы показать, что они справедливы и в спецификации.
15.6 Результат тестирования
Процесс тестирования завершается успешно, если все проверки на соответствие спецификации
завершаются успешно. Однако он может завершиться неудачно потому, что:
а) спецификация логически несогласована или неполна, гак что утверждения о реализации не
могут быть проверены (этого не должно происходить);
б) отображение, данное реализатором, логически неполно, гак что оно несогласовано или
наблюдения не могут быть связаны с терминами спецификации; в этом случае тестирование
невозможно;
в) наблюдаемое поведение не может быть интерпретировано в соответствии с отображением,
данным реализатором. Поведение системы не имеет смысла в терминах спецификации; таким
образом, тест завершается неудачно;
г) поведение интерпретируется в терминах спецификации, но это происходит так. что полу
чаются утверждения, не справедливые в спецификации: таким образом, тест завершается неудачно.
15.7 Отношения между опорными точками
Поток информации между компонентами моделируемой системы может проходить через
несколько опорных точек. Например, распределенная система может вовлекать во взаимодействие
два компонента (А и В), но коммуникация между ними может проходить через программируемый
интерфейс, точку взаимодействия и следующий программируемый интерфейс.
Уточнение той же самой системы может показать, что взаимодействующие компоненты имеют
несколько других компонентов на пути коммуникации между ними.
Влюбом случае тестирование соответствия может включать в себя:
а) тестирование информационного потока в каждой из этих опорных точек:
б) тестирование согласованности между событиями в парах опорных точек.
В общем случае, тестирование на корректность повеления конфигурации объектов потребует
тестирования того, что утверждения о коммуникационных интерфейсах являются справедливыми, а
также —наблюдения других интерфейсов этих объектов, таких, что могут быть проверены утверж
дения о всей композиции.
Общее понятие соответствия учитывает отношение между несколькими точками соответствия.
Так как спецификация, относящаяся к данной точке соответствия, может быть дана на различных
уровнях абстракции, тестирование в данной точке соответствия будет включать интерпретацию на
подходящем уровне абстракции. Таким образом, тестирование глобального поведения требует ско-
19