ГОСТ I* 50030.6.2-2000
5.4.2П р и с в о е н и е к а т е г о р и й п р и м е н е н ия п о р е з у л ь т а т а ми с п ы
т а н и й
a) КУУЗ. которые прошли испытание на одну категорию применения или при любой комби
нации параметров (таких, как максимальное рабочее напряжение, ток и т. п.), могут быть присво ены
другие категории без дополнительных испытаний, при условии, что испытательные токи, на
пряжения. коэффициенты мощности или постоянные времени, число циклов оперирований, вре мя
протекания тока и обесточивания и испытательные цепи для устанавливаемых категорий не
являются более жесткими, чем те. которым подвергались КУУЗ, а превышение температуры прове
рялось при токе в продолжительном режиме.
Например, после испытания на категорию применения АС-44 КУУЗ может быть присвоена
категория АС-43, при условии, что /. в АС-43 не более 1,2 /. в АС-44 —при одинаковом номиналь ном
рабочем напряжении.
b
) Считают, что КУУЗ категории DC-43 или DC-45 способны замыкать и размыкать цепи
нагрузки, отличающиеся от испытательных, при условии, что:
- напряжение и ток не превышают указанных значений £/ и /;
- энергия J, накопленная в фактической нагрузке, равна или меньше энергии У, накопленной
в нагрузке, использовавшейся при испытаниях КУУЗ.
Значения накопленной энергии в испытательной цепи следующие:
Категория применения
Накопленная Jiiepnm
Jc
DC--43
0 ,0 0 5 2 5 -
Ut
• Д
D C -45
0 .0 3 1 5 0
■ U , ■ 1,
Значения констант 0,00525 и 0.03150 вычислены по формуле
/ =0,5 L P ,
где постоянная времени принята равной 2,5 Ю-* с для DC-43 и 15-10“1 с для DC-45;
U= 1,05 (/;
/ = 4/с(см. таблицу 9).
5.4.3И с п о л ь з о в а н и ек а т е г о р и й п р и м е н е н и ят о л ь к ов р е ж и м е
у п р а в л е н и яд в и г а т е л я м и
Типовыми рабочими условиями являются:
1) одно направление вращения с отключением двигателя, работавшего в нормальных услови
ях эксплуатации (категории применения АС-42, АС-43);
2) два направления вращения, с включением другого направления вращения только после
отключения КУУЗ и полной остановки двигателя (категории применения АС-42, АС-43);
3) одно направление вращения или два указанных в перечислении 2), по с возможностью
нечастых повторно-кратковременных включений (в толчковом режиме). Вданных рабочих условиях
обычно применяют КУУЗ прямого действия (категория АС-43);
4) одно направление вращения с частыми повторно-кратковременными включениями; обыч
но применяют КУУЗ прямого действия (категория АС-44);
5) одно или два направления вращения, но с возможностью нечастых торможений противо-
включением для остановки двигателя, сочетающихся, если это предусматривается, с торможением с
применением сопротивления в цепи ротора. В данном случае КУУЗ могут использоваться в цепи
статора (категория АС-42);
6) два направления вращения, но с возможностью переключения питающих соединений дви
гателя, вращающегося в первом направлении (торможение протнвовключеннем), для включения
вращения его во второе направление с отключением двигателя, работающего в нормальных услови ях
эксплуатации, — обычно для реверсивного КУУЗ прямого действия (категория АС-44)
В отсутствие других указаний КУУЗ, используемые в качестве пускателей, проектируют на
основе пусковых характеристик двигателей, совместимых с включающей способностью по табли це
9. Если пусковой ток двигателя превышает эти значения, следует использовать КУУЗ, имеющее
соответственно более высокий номинальный рабочий ток.
6