ГОСТ 31328—2006
форированными пластинами, сеткой и/или тканью. Обычно в таких глушителяхдопускаются лишьнебольшие поте
ри давления.
А.2.12 Пневматические конвейеры
К производственной безопасности глушителей, используемых в системах вентиляции пневматических кон
вейеров силосных башен, дробильных установок и других производственных линий, предъявляют высокие требо
вания из-за опасности пылевых отложений. Поэтому, как правило, применяют резонаторные глушители. Следует
учитывать химические свойства транспортируемыхматериалое итребования взрывобезопасности(см. также 5.6).
А.З Двигатели внутреннего сгорания
А.3.1 Транспортные средства
При работе двигателя внутреннего сгорания возникают шумы всасывания и выпуска, которые ослабляются
глушителями в целях соответствия нормам как внешнего шума, так и шума внутри салона и обеспечения комфорта
пассажиров.
Ослабления шума всасывания обычно достигают применением реактивных глушителей, объединяемых с
воздушными фильтрами и в целом называемых ослабляющими фильтрами. Дальнейшее ослабление может быть
достигнутопосредствомдополнительныхчетвертьволновых резонаторов в поперечном сечении извукопоглощаю
щих облицовок камеры глушителя.
Спектрвыпускного шума определяется пульсирующим объемным расходом газа из цилиндров.Для ослабле
ния шума преимущественно используют реактивные глушители.Длядвигателей малой и средней мощностидопус
каются несколько большие потери давления по сравнению с диссипативными глушителями. Диссипативные
глушители устанавливают только для выпускных систем двигателей с высокими техническими характеристиками,
например с турбонаддувом и подобных им. Важно, чтобы поглотитель (предпочтительно базальтовая вата, иногда
вместе с волокнами из нержавеющей стали)выдерживал нагрузки, вызванныепульсациями газа, вибрацией, высо
кими температурами и химическим воздействием. Поглотитель не должен отвердевать или забиватьсяотложения
ми из выпускного газа. Полые расширительные камеры без поглотителя следует проектировать так, чтобы
позволять сконденсированной жидкости вытекать вместе с потоком газа. Реактивные идиссипативные глушители
также применяют совместно.
В низкочастотной области ослабление определяется размерами и положением дефлекторов глушителя в
выпускной магистрали. Насадки Вентури также используют для низкочастотного поглощения. В средне- и высоко
частотной области эффективны боковые ответвления, перфорированные патрубки, экраны и изгибы (повороты,
углы). Следует избегать глубоких минимумов ачастотнойхарактеристикеослабления воздушного шума извукового
излучения от корпуса. В автомобильных глушителях указанные требования трудно выполнимы из-за изменения
рабочих температур, зависящих от нагрузки двигателя, числа оборотов и условий охлаждения вдоль выпускной
магистрали.
А.3.2 Стационарныедвигатели
С точки зрения выбора системы глушителя стационарные двигатели внутреннего сгорания отличаются от
автомобильныхдвигателей в нескольких аспектах,в частности имеются фиксированныережимы работы,диапазон
изменения скорости в которых для каждого двигателя значительно сужен. В противоположность автомобильным
двигателям диапазоны выходных мощностей для различных установок могут значительно различаться (до
нескольких мегаватт). Вследствие этого применяют глушители различных типов. Часто акустические требования
являются повышенными, например для установок в госпиталях. Кроме того, иногда недопустимы большие потери
давления. Вданном случае определенные типы автомобильных глушителей не могут быть использованы. В стаци
онарных установках большой выходной мощности частота системы зажигания, как правило, является низкой. Это
требует тщательного выбора места размещения глушителя для низких частот (ниже 100 Гц).
33