ГОСТ Р 51979-2002
6.2Контроль батарей на соответствие требованиям к конструкции
6.2.1 Габаритные размеры батарей и размеры выводов (4.1.1) проверяют измерительным ин
струментом. обеспечивающим заданную в КД точность измерений.
6.2.2 Внешний вид батареи (4.1.4). правильность расположения выводов и их обозначение
(4.1.1), защищенность выводов с целью исключения возможности коротких замыканий (4.1.2),
маркировку (4.5.1) проверят визуально.
6.2.3 Массу батареи (4.1.1) проверяют взвешиванием на технических весах по ГОСТ 29329.
6.2.4 Герметичность батареи (4.1.6) проверяют созданием в каждом аккумуляторе в течение
3—5 с давления, пониженного или повышенного по сравнению с атмосферным на (20 ± 1.33) кПа
|(15() ± 10) мм рт.ст.|, при этом показания вакуумметра или манометра при использовании ручных
установок должны оставаться постоянными, а при использовании автоматических установок допус
кается изменение показания вакуумметра или манометра не более чем на 0.196 кПа (1.5 мм рт.ст.)
от первоначального значения.
6.2.5 Прочность переносных устройств (4.1.3) и мест их крепления определяют по их способ
ности выдерживать разрывное усилие на испытательных машинах по ГОСТ 28840 или на машинах
соответствующей мощности при скорости холостого хода подвижной головки 10мм/мин. Разрывное
усилие определяют по предельному отклонению стрелки прибора, установленного на машине и
указывающего заданное разрывное усилие. Разрывное усилие должно быть не менее двукратной
массы батареи с электродтом.
Батарею устанавливают на плиту машины и жестко к ней крепят. Усилие к каждому перенос
ному устройству прикладывают в вертикальной плоскости. Последостижения заданного разрывного
усилия изделие выдерживают в течение не менее 1мин.
В результате испытания ручки батареи должны быть целыми и в местах крепления не должно
быть трещин.
6.2.6 Батареи, предназначенные для использования на неаэробатических самолетах (не выпол
няющих фигур высшего пилотажа), испытывают на невылнваемость электролита (4.1.5) в полностью
заряженном состоянии при уровне электролита, откорректированном до уровня, рекомендуемого
изготовителем. Затем батарею заряжают по 6.3.1.2 не позже чем за 2 ч до начала испытания при
напряжении (2,4 ± 0.01) В на один аккумулятор. При проведении испытания батарею медленно
наклоняют из стороны в сторону 10 раз на угол 60’ от иертикатьной оси. для чего батарею сначача
закрепляют подлинной стороне, а затем переставляют и закрепляют по короткой стороне, т. е. под
углом 90“к длинной стороне.
Время, необходимое для наклона изодного положения через вертикатьнуюось вдругое, должно
быть не более 20 с; батарея должна оставаться в каждом положении не менее 5 с.
Батареи, предназначенные для использования на аэробатическнх самолетах (выполняющих
фигуры высшего пилотажа), испытывают в полностью заряженном состоянии при уровне электро
лита. откорректированном до уровня, рекомендованного изготовителем.
Для испытания батарею заряжают при постоянном напряжении, соответствующем среднему
напряжению на аккумулятор (2,4 т0.01) В в течение 2 ч.
Затем батарею надежно закрепляют на платформе, способной к вращению вокруг горизонталь
ной оси на дне батареи: батарею фиксируют по длинной стороне и параллельно оси вращения.
Платформу вращают 10 раз; паузы между вращением должны быть 30 с.
Время вращения — не более 5 с. Испытание повторяют на батарее, переста&ченной на плат
форме под углом 90" к ее первоначальному положению.
Батареи не должны иметь утечки электролита и должны соответствовать требованиям 4.2.9.
6.2.7 Работоспособность вентиляционных пробок (4.1.8) проверяют на испытательном стенде,
схема которого представлена на рисунке 1.
Вентиляционную пробку с надетой на нее резиновой шайбой плотно ввертывают в патрон
(имеющий отверстие с резьбой), аналогичный отверстию в аккумуляторной крышке.
Патрон с пробкой наклоняют на 180" относительно продольной оси пробки (по стержню
клапана) и создают в испытательном стенде давление 12,0 кПа (90 мм рт.ст.). Время испытания
3—5 с. Падение даазения воздуха на манометре за это время более чем на 0,5 кПа (3,75 мм рт.ст.)
не допускается.
9