ГОСТ Р 56665— 2015
Введение
Ободья железнодорожных колес относятся к наиболее ответственным элементам подвижного
состава, лимитирующим его надежность и безопасность эксплуатации.
Важнейший вклад в техническое состояние ободьев наряду с качеством материала, связанным
с особенностями структуры, механической и термообработкой, вносят остаточные напряжения, кото
рые формируются при изготовлении и перераспределяются вследствие значительных ударных и цик
лических нагрузок.
Знание уровня остаточных напряжений в ободьях колес на любой стадии эксплуатации вагона
позволит заметно повысить точность определения его технического состояния и предупредить воз
можные аварии вследствие усталостных разрушений колес.
В настоящее время к наиболее перспективным неразрушающим методам определения механи
ческих напряжений относится метод акустоупругости (1]. [2].
Рядом авторов [3], [4] убедительно показана возможность экспериментального определения
уровня остаточных напряжений в ободьях этим методом.
Имеющиеся нормативные документы — ГОСТ Р 54093, [5]. [6] — предусматривают ультразву
ковой контроль остаточных напряжений в ободьях железнодорожных колес, однако сама процедура
такого контроля представлена в них очень неполно.
Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения методической основы применения мето
да акустической тензометрии для контроля остаточных напряжений в ободьях железнодорожных ко
лес как в лабораторных условиях, так и в условиях эксплуатации.
Ill