ГОСТ ISO 3745—2014
Приложение I
(рекомендуемое)
Руководство по применению информации для расчета неопределенности измерения
1.1 Общие положения
Общий формат представления неопределенности измерения установлен ISO/1EC Guide 98-3. Он предпо
лагает составление бюджета неопределенности, в котором идентифицированы основные источники неопределен
ности и их вклад в суммарную стандартную неопределенность.
При измерении шума машин и оборудования целесообразно разделить все источники неопределенности на
две группы:
a) присущие методу измерений;
b
) обусловленные нестабильностью излучаемого шума.
В настоящем приложении приведены основанные на современном уровне знаний рекомендации по приме
нению подхода ISO/IEC Guide 98-3 к измерениям, проводимым в соответствии с настоящим стандартом.
1.2 Определение общего стандартного отклонения а1о,
Характеристикой неопределенности измерения, проводимого в соответствии с настоящим стандартом, явля
ется расширенная неопределенность
U.
рассчитываемая по общему стандартному отклонению <Т,о1 [см. формулу
(25)], которое рассматривается как аппроксимация стандартной неопределенности utiw).
В свою очередь. <т,0, определяется двумя разными по своей природе составляющими <7Д0 и <тотс [см. фор
мулу (24)].
Оценки <7Я0 и <7отс предполагаются статистически независимыми и определяемыми по отдельности.
Стандартное отклонение <7отс. характеризующее излучение конкретной машины, не может быть рассчитано
теоретически и поэтому определяется экспериментально (см. раздел 1.3). Другая составляющаярассматрива
ется в 1.4.
1.3 Определение стандартного отклонения
<?отс
Стандартное отклонение <тотс. дБ. (см. 10.2) рассчитывают по формуле:
1
•1 х , - о г
( -
1
)
где
Lpi
—
L ^ .
—
корректированный на фоновый шум уровень звукового давления в
j
повторном измерении в за
данной точке при заданных условиях установки и работы источника шума. дБ;
среднее арифметическое
Lp ,
по всем повторным измерениям.
Измерения для определения <7отс выполняют в точке измерений, где уровень звукового давления макси мален.
Если используют усреднение по всем точкам измерений, то в формуле (1.1) Lp
f
и
L ^ ,
заменяют на
Lp
, и
ip
ду
соответственно.
В общем случае условия установки и работы машины при измерениях ее шумовой характеристики опре
деляются испытательным кодом по шуму. При его отсутствии эти условия должны быть точно определены до
проведения испытаний и зафиксированы в протоколе испытаний. Ниже приводятся некоторые рекомендации по
определению таких условий и их возможному влиянию на ^ отс-
Условия работы при испытаниях должны соответствовать нормальному применению машины согласно ре
комендациям изготовителя и практике пользователя. Однако даже при заданных нормальных условиях работы
машины возможны некоторые вариации в режимах работы, обрабатываемом, потребляемом или производимом
материале, между различными циклами работы машины и пр. Стандартное отклонение <70тс характеризует не
определенность. связанную как с изменчивостью долговременных условий работы (например, день ото дня), так и
изменения излучаемого шума после повторной установки и пуска машины.
Если машину в любых условиях ее применения устанавливают либо на пружинах, либо на тяжелый бе
тонный пол. то условия установки будут мало влиять на результаты измерений. Однако если при испытаниях
машину устанавливают на твердый массивный пол, а в условиях эксплуатации используют другую опору, то шум,
создаваемый машиной, может различаться весьма сильно. Составляющая неопределенности, обусловленная
установкой машины, будет наибольшей, если машина соединена со вспомогательным оборудованием. Также эта
неопределенность будет велика в случав ручных машин. Необходимо исследовать, как перемещения машины
или ее крепления влияют на ее шум. Если необходимо заявить шумовую характеристику машины для разных
способов ее установки и крепления, то гтотс оценивают по результатам измерений при всех воз,ложных способах
установки. Если влияние условий установки машины на ее шум известно, то в испытательном коде по шуму или в
методике, применяемой пользователем, должен быть определен рекомендуемый способ установки машины при
испытаниях.
44