ГОСТ ISO 9554—2013
С.2.4 Шкивы
Отношение D/d. где D является диаметром шкива и d - диаметром каната, должно превышать
пять во всех случаях, но может быть выше 20 для некоторых высококачественных волокон. Для
многих применений или некоторых типов канатов требуется большая величина отношения D/d. В
частности, для операций подъема необходимы более высокие конструктивные параметры.
Кроме диаметра шкива, срок службы каната зависит также от конструкции и размеров желоба.
Если желоб слишком узкий, канат подклинивает, пряди и волокна не могут перемещаться, как это
необходимо при сгибе, что сокращает срок службы каната. С другой стороны, слишком широкий
желоб также оказывает неблагоприятное влияние на срок службы каната, обусловленное
расплющиванием прядей и нитей.
Для синтетических канатов рекомендуется, чтобы диаметр желоба был на 10 - 15 % больше
номинального диаметра каната. Наилучшим образом канат поддерживается, если дуга контакта с
контуром желоба составляет 150. Для предотвращения схода каната со шкива высота кромок должна
быть, как минимум, в 1,5 раза больше диаметра каната.
Шкивы должны быть проверены в соответствии с рисунком С.4.
Рисунок С.4 - Проверка шкивов
Для обеспечения плавного вращения шкивов подшипники должны быть расположены на равных
расстояниях.
С.2.5 Завязывание узлов
Следует избегать завязывания узлов на канатах для образования петель или укорачивания.
Узлы могут ослаблять канаты до 50 %.
С.2.6 Перекручивание и хоклинг (hockling)
Излишние повороты могут вызывать перекручивание любого каната, но хоклы (hockles) (см.
рисунок С.7) появляются только в крученых (витых) канатах. В плетеных канатах не могут
образовываться хоклы (hockles). поскольку их конструкция со скрепленными друг с другом прядями
препятствуетраскручиванию.Прядиидутвобоихнаправлениях,создаваяравновесие
закручивающих сил и тем самым устраняя любую тенденцию к скручиванию или вращению.
Чрезмерные повороты (перекрутки) в канате должны быть как можно быстрее устранены путем
«обратного вращения» каната в ослабленном состоянии. В случае образования хоклов (hockles)
присущая канату разрывная нагрузка снижается, даже когда хокл (hockle) раскручен обратно.
Повреждение носит необратимый характера потеря прочности может превышать 30 %.
Нельзя позволять образовываться перекруткам в канате (см. рисунок С.5). Если перекрутка все-
таки образовалась, то это является сигналом, что в канате произошел поворот, и необходимо
устранить перекрутку, начиная с конца каната. Эта рекомендация применима в равной степени
к крученым и плетеным канатам.
Перекрутки особенно опасны для крученых канатов, поскольку могут произойти серьезные
13