ГОСТ 8978—2003
Это гарантирует, что при заправке провисание образца составит приблизительно 10 мм. При заправке
испытуемого образца следует убедиться, что поворачивающийся диск установлен в среднюю точку своего цикла
колебания, то есть имеет нулевой крутящий момент, и что прошитый шов (см. 1.5.3) находится на одной линии со
средней точкой поворачивающегося диска (то есть в наивысшей точке горизонтального прибора).
П р и м е ч а н и е 5 — Выравнивание прошитого шва образца со средней точкой поворачивающегося диска
на горизонтально ориентированном приборе уменьшает эффект провисания образца при заправке, который может
повлиять на результаты испытания.
П р и м е ч а н и е 6 — В процессе испытания может возникнуть необходимость регулирования скорости ма
шины. с тем чтобы компенсировать ослабленный эффект амортизации образца. Более плотный образец или
образец с большей толщиной покрытия может давать больший эффектамортизации в начале испытания, поскольку
этот эффект уменьшается во время испытания вследствие складывания и нагревания испытуемого образца.
Включают прибор и останавливают его через установленное число циклов или. если требуется определить
момент повреждения или разрушения образцас покрытием, останавливают прибор черезопределенные интервалы
времени для его осмотра.
1.5.6 Осмотр испытуемых образцов
Сначала осматривают образцы, пока они находятся в приборе. Сдвигают диски и осматривают образцы на
предмет выявления трещин и других повреждений.
Заканчивают испытание либо по достижении установленного числа циклов, либо при первом осмотре, при
котором в образцах появились признаки ухудшения или разрушения материала. В случае необходимости при
каждом осмотре записывают общее число изгибов, которым подвергают образцы, и оценивают повреждения при
многократном изгибе в соответствии с разделом 1.6.
1.5.7 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен содержать:
а) ссылку на метод испытания, метод С по настоящему стандарту;
б) все подробности, необходимые для идентификации ткани с покрытием, включая все соответствующие
ссылочные номера;
в) заданное число изгибов, при котором проводилось испытание и проводился осмотр, и/или число изгибов
на момент окончательного осмотра;
г) степень повреждения образца при каждом осмотре, зафиксированная в соответствии с разделом 1.6;
д) подробности любых отклонений от стандартной методики испытания.
1.6 Анализ повреждений при многократном изгибе
1.6.1 Оценка и описание
1.6.1.1 Оценка устойчивости к растрескиванию при многократном изгибе
Оценивают общий внешний вид, учитывая все видимые дефекты; образование морщин, растрескивание,
расслоение и обесцвечивание. Сравнивают (без лупы) образцы, прошедшие испытания на многократный изгиб, с
материалом, не подвергнутым испытанию, и классифицируют испытанные образцы по нижеследующей шкале,
устанавливающей четыре степени повреждения:
0 — нет повреждений;
1— незначительные;
2 — средние;
3 — сильные.
П р и м е ч а н и е ? — Допускаются промежуточные оценки.
1.6.1.2 Описание повреждения
Описывают тип повреждения, если оно имеется.
1.6.2 Растрескивание
1.6.2.1 Общие положения
Используя лупу с увеличением 10’ или. предпочтительнее, стереомикроскоп с увеличением 10х. изучают
тщательно образец для испытания и записывают глубину, число и длину трещин, если они имеются, в соответствии с
1.6.2.2—1.6.2.4.
1.6.2.2 Глубина растрескивания
Глубину растрескивания классифицируют следующим образом:
0 — нет растрескивания:
А — трещина на поверхности или на отделочном слое покрытия, не задевающая пористый или средний слой; В
— трещина в среднем слое, но не сквозная, или, в случае однослойных покрытий, не задевающая основы; С —
трещина до основы;
D — сквозная трещина через весь материал.
1.6.2.3 Количество трещин
Записывают количество трещин низшей классификации, представляющей наибольшую степень растрескива
ния. Если трещин больше 10, то пишут «свыше 10».
1.6.2.4 Длина трещин
Записывают длину в миллиметрах самой длинной трещины низшей классификации, представляющей наи
большую степень растрескивания.
11