ГОСТ 31551—2012
5.2
Л
ебедки
5.2.1
Л
ебедки для подъема и сброса ударной массы свайных молотов механического действия
должны иметь механический тормозной фиксатор.
Использование этих лебедок для каких-либо других грузоподъемных работ не допускается.
5.2.2
Л
ебедки для грузоподъемных работ должны иметь стопорное устройство для ограничения
высоты подъема оборудования относительно верхней части мачты.
В качестве варианта они могут быть снабжены системой звуковой или зрительной сигнализации,
срабатывающей на определенном расстоянии от упора.
5.2.3
Л
ебедки для грузоподъемных работ должны иметь автоматические тормоза или устройства,
предотвращающие случайное опускание груза.
5.2.4 Тормоза на лебедкахдолжны быть выполнены таким образом, чтобы падающий груз задер
живался плавно, без рывка. Тормоза на лебедках, работа которых зависит от подачи энергии от внешне го
источника, должны автоматически срабатывать при аварийном прекращении подачи энергии.
Тормозное усилие лебедки должно не менее чем в 1.5 раза превышать тяговое усилие на канате.
5.2.5 Все лебедки с механическими тормозами должны фиксироваться автоматически и после
фиксации надежно удерживать груз.
5.2.6
Л
ебедки, применяемые для извлечения свай, должны быть снабжены автоматическими
ограничителями грузоподъемности.
5.2.7
Л
ебедки, применяемые для забивки свай, должны быть снабжены растормаживающим ме
ханизмом. позволяющим рабочему органу оборудования следовать за сваей и находиться с ней в кон
такте в течение всей операции.
5.3 Кабины, сиденья и оборудование кабин
5.3.1 Копры должны быть оборудованы кабинами управления.
5.3.2 Из кабины машиниста должен быть обеспечен обзор оборудования во всех его технологи
ческих положениях и всей рабочей зоны производимых работ.
5.3.3 Кабины должны быть снабжены устройствами защиты от падающих предметов массой до
20 кг с максимальной высоты мачты.
5.3.4 Кабина должна иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут служить двери,
окна. люки. Аварийные выходы должны быть расположены на разных сторонах кабины.
5.3.5 Кабина копра должна защищать от воздействия плохой погоды, шума. пыли, холода и жары.
Двери кабины должны иметь замок и устройство для фиксации ее в открытом положении.
5.3.6 Кабина должна быть снабжена футляром для аптечки первой медицинской помощи, приспо
соблением для крепления огнетушителя и иметь место для размещения верхней одежды машиниста
внутри кабины.
5.3.7 Сиденье машиниста должно иметь ширину не менее 400 мм. глубину 380 мм и высоту (при
нахождении на нем машиниста) 400—490 мм.
5.3.8 Сиденье должно быть регулируемым в зависимости от положения машиниста при передви
жении машины или ее работе.
5.3.9 Конструкция сиденья должна предусматривать регулировку его положения для машинистов
массой 55—98 кг.
5.4 Органы управления
5.4.1 Надежное, оперативное и безопасное управление должно обеспечиваться:
- размещением органов управления первостепенного значения в пределах зоны комфорта во всех
рабочих положениях оператора;
- размещением вспомогательных органов управления в пределах зоны досягаемости оператора
по ГОСТ 27258.
5.4.2 Значения усилий воздействия наорганы управления базовой машины — по НД*. утвержден
ному в установленном порядке. Усилия на рычагах управления рабочего органа — не более 60 Н.
5.4.3 Основные требования к органам управления — по ГОСТ 27913.
5.4.4 Требования к рабочему месту оператора — по ГОСТ 12.2.032.
5.4.5 Системы доступа к рабочим местам иточкамобслуживания машины (ступени, лестницы, прохо
ды. поручни, сходы, входные и выходные проемы) — по НД**, утвержденному в установленном порядке.
• На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.2.011—2003.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2867—2011.
5