ГОСТ ISO 16063-31-2013
Если колебания, возбуждаемые двумя вибровоэбудителяыи. совпадают по фазе. то. регули
руя отношение амплитуд вибрации, можно получить прямолинейное движение калибруемого преоб
разователя в любом направлении в плоскости (Х К ). Измерения коэффициента поперечного преоб
разования выполняют для разных направлений в этой плоскости.
При возбуждении колебаний со сдвигом фаз 90* точка крепления калибруемого преобразова
теля может двигаться по окружности, а вектор центростремительного ускорения будет совершать
один оборот вокруг оси калибруемого преобразователя за период колебаний. Амплитуду и фазу
вы ходного сигнала калибруемого преобразователя анализируют и сравнивают с амплитудой и
фазой сигналов с эталонных акселерометров. Коэффициент поперечного преобразования будет
равен от ношению выходного сигнала калибруемого преобразователя к ускорению на его входе, а
изменение фазы выходного сигнала будет соответствовать изменению направления
центростремительного ус корения. т. е. направления измерения этого коэффициента.
Частота резонансных колебаний стержня находится обычно в диапазоне от 350 до 500 Гц и
зависит от массы крепежного приспособления и испытуемого преобразователя. Амплитуды воспроиз
водимого ускорения находятся в диапазоне от 10 до 200 м/с2.
Для установки с плосхой плитой и двумя или более вибровозбудителями характерны сле
дующие диапазоны: от 5 до 100 Гц по частоте, от 10 до 200 м/с2 по ускорению и от 1 до 10 мм по пе
ремещению.
6.2Метод калибровки и представление результатов
Суть метода может быть пояснена на примере испытательной установки, изображенной на
рисунке 4. Система управления обеспечивает возбуждение круговой вибрации конца стержня в плос
кости
(XY
) с составляющими ускорения (измеряемыми эталонными акселерометрами)
«*(’) =«* sin(2*/f).
(3)
а у
(/)=
ау
cos(2/r/ /),
(4)
где
ах
(/) - составляющая ускорения вдоль оси .V ;
ах
- амплитуда составляющей ускорения вдоль оси
X
ау
(/) - составляющая ускорения вдоль оси
Y
;
dy
- амплитуда составляющей ускорения вдоль оси
Y
;
t
- частота возбуждаемой вибрации;
/ - время.
Чтобы траектория конца стержня представляла собой окружность, необходимо соблюдение
условия
dx
=
ау.
При несоблюдении указанного условия вибрация конца стержня будет эллиптиче
ской.
Входными сигналами системы управления будут выходные сигналы калибруемого преобразо
вателя и эталонных акселерометров.
Модуль
а(г)
и угол /?(/) вектора ускорения
а
, возбуждаемого в поперечной плоскости
{ХУ)
в момент времени /, могут быть определены по формулам:
=( 0 + « ;( /) .(5)
/?(/) = tan
fly (’)
flx (О.
(
6
)
Максимальное значение коэффициента поперечного преобразования 5 Г-1Ш, калибруемого
преобразователя будет равно максимуму отношения его выходного сигнала «„„,(/) к ускорению л(г):
9