ГОСТ 32586-2013
Д.3.2 Твердомер для определения твердости резины в международных единицах по
ГОСТ 20403.
Д.3.3 Весы класс точности II по стандарту [4].
Д.3.4 Секундомер.
Д.3.5 Штангенциркуль по ГОСТ 166.
Д.3.6 Шлифовальная шкурка по ГОСТ 344 или ГОСТ 13344.
Д.4 Проведение испытаний
Д.4.1 Образец кондиционируют при температуре (23±2) °С в течение 4 ч. При этой же темпера
туре проводят испытание образца.
Д.4.2 Измеряют штангенциркулем высоту и диаметр образца.
Д.4.3 Измеряют твердость образца по ГОСТ 20403.
Д.4.4 В зависимости от твердости резины по таблице Д.1 устанавливают нагрузку, до которой
следует проводить испытание.
Т а б л и ц а Д . 1 - Зависимость нагрузки от твердости образца
Наименование
показателя
вхлюч.
.
50
до
вслюч.
Значение твердостьобразцапоГОСТ20403.единицыIRHD
Or 30до39вкпюч.
Се. 40до49
Се
ВГ.ЛЮЧ.
64
Со.65до79
Св.80
Нагрузка. Н (кге)294 (30)686 (70)1176(120)I960 (200)2940 (300)
Д.4.5 Устанавливают силоизмерительный датчик, воспринимающий сжимающую нагрузку, на
основание машины и закрепляют на датчике опорную плиту.
Д.4.6 Включают машину в электросеть и прогревают от 15 до 20 мин силоизмерительную систе
му машины.
Д.4.7 Размещают на опорную плиту вырезанный из шлифовальной шкурки круг диаметром
(50
а
3) мм. помещают на шкурку испытуемый образец так. чтобы он был в центре опорной плиты, и
накрывают образец таким же кругом шлифовальной шкурки. Оба круга должны быть обращены абра
зивной поверхностью к образцу.
Д.4.8 Устанавливают рукояткой регулировки на шкале силоизмерителя ноль, и скорость пере
мещения траверсы (5.0
а
0.5) мм/мин и подвергают образец трем последовательным циклам «нагруз ка-
разгрузка». сжимая его каждый раз до нагрузки, установленной в Д.4.4. После завершения третье го
цикла образец должен «отдыхать» (ЗО
а
З)
мин в
свободном состоянии, на это время его можно снять
с машины.
Д.4.9 Затем устанавливают образец в машину, как указано в Д.4.7; рукояткой регулировки ноля
устанавливают на шкале силоизмерителя ноль и сжимают образец до нагрузки, равной от 2 % до 3 %
от значения нагрузки, установленного в Д.4.4. Сжатие можно проводить с постоянной скоростью или
используя ручной привод машины.
Д.4.10 Устанавливают рукояткой регулировки ноля на шкале силоизмерителя ноль, устанавли
вают скорость перемещения траверсы (5.0
а
0.5) мм/мин. опускают перо самописца, записывающего
нагрузку на диаграммную бумагу, включают привод диаграммной бумаги и привод перемещения тра
версы вниз, сжимают образец до нагрузки, установленной в Д.4.4 и отключают привод перемещения
траверсы и привод диаграммной бумаги. Скорость диаграммной бумаги должна быть такой, чтобы за
время нагружения прошло 200 - 400 мм бумаги. Ориентировочно скорость бумаги составляет от 300
до 500 мм/мин; бумага должна перемещаться с выбранной постоянной скоростью, плавно, без
рыв ков. штыри барабана должны входить в направляющие перфорационные отверстия в бумаге.
Диапазон измерения нагрузки следует выбрать так. чтобы нагрузка, до которой сжимают (уста
новленная по Д.4.4), была не менее 50 % от предельного значения выбранного диапазона.
Д.4.11 Через (30
а
3)с с момента достижения установленной нагрузки (или с момента отключе
ния привода перемещения траверсы no Е.4.10) включают привод диаграммной бумаги и привод пе
ремещения траверсы вверх. При этом образец разгружается со скоростью (5.0 ± 0.5) мм/мин. Когда
перо самописца пересечет линию нулевой нагрузки на диаграммной ленте (или когда стрелка сило
измерителя дойдет до ноля) отключают привод диаграммной бумаги, образец полностью разгрузится
и рукояткой регулировки ноля устанавливают на шкале силоизмерителя ноль.
При выполнении операций по Д.4.10 и Д.4.11. т.е. при нагружении и разгрузке образца, диа
граммная бумага должна двигаться в одном направлении.
На рисунке Д.2 приведен полученный при испытании график. По оси ординат отложена нагрузка,
по оси абсцисс - деформация образца, для определения относительного гистерезиса резины нет не
обходимости вычислять значение деформации. Кривая АтВ соответствует нагружению. СпМ -
раз грузке. отрезок кривой между точками В и С связан с холостым пробегом диаграммной бумаги и
не принимается во внимание. Точка С соответствует началу разгрузки при подъеме траверсы.
37