4
2.4. Заземляющие болты (винты) должны быть снабжены устройством против ослабления контакта.
2.5. Диаметр заземляющих болтов (винтов) должен быть 6 - 12 мм в зависимости от номинального тока электрооборудования и сечения заземляющих проводников. Допускается применение болтов (винтов) диаметром менее 6 мм, но не менее 3 мм, если габариты изделий не позволяют применить более крупные болты (винты).
2.6. Если заземляющий болт (винт) ввертывают в металлическую деталь изделия или (при тонких деталях) в приваренную к детали гайку, то под каждый болт (винт) подкладывают две шайбы. При заземлении изделий заземляющий проводник размещают между этими шайбами. Материал болтов и шайб в этом случае - латунь с покрытием никелем или оловом (для алюминиевых деталей изделий категорий 1 и 5 всех исполнений, а также категории 2 исполнений Т, ТВ, ТМ и категории 3 исполнений Т, ТВ - покрытие только оловом).
Допускается применение одной шайбы и расположение заземляющего проводника между этой шайбой и специальной плоской площадкой на изделии (причем эта площадка должна быть покрыта оловом методом горячего лужения), при этом допускается применение стального болта (винта) с соответствующим покрытием.
2.7. При монтаже изделий на судах допускается выполнять заземление корпусов изделий категорий 2, 3, 4, 4.1 (исключая электрические машины и крупногабаритное оборудование), устанавливаемых без амортизаторов в местах, защищенных от попадания морской воды, путем непосредственного контакта между крепежными лампами и деталями корпуса судна.
2.8. Заземляющие болты (винты) на изделии располагают в месте, удобном для подвода заземляющих проводников.
2.9. В изделиях со съемными металлическими кожухами, закрывающими токоведущие части, предусматривают надежное электрическое соединение между кожухом и заземленным корпусом изделия, для чего допускается использование крепежных деталей конструкции.
2.10. На открывающихся панелях, крышках с расположенными на них электрическими устройствами предусматривают заземление при помощи гибких перемычек на каждой крышке или панели.
Указанное требование не применяют в том случае, когда при открывании панели или крышки с находящихся на них устройств автоматически снимается напряжение.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ МАТЕРИАЛОВ
3.1. Металлы
3.1.1. В качестве конструкционных материалов для изготовления изделий применяют коррозионностойкие металлы и сплавы. Применение других металлов и сплавов допускается при условии защиты их от коррозии, если в настоящем стандарте не указаны другие требования.
3.1.2. Углеродистые и низколегированные стали, а также чугуны всех марок применяют для изготовления деталей машин только с противокоррозионной защитой. Исключение составляют случаи, когда эти материалы применяются для изготовления рельсов, бандажей подвижного состава железных дорог, трактов, цепей и т.п. изделий, а также случаи, указанные в п. 3.1.11.
3.1.3. Металлы и сплавы, применяемые без покрытий, выбирают по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.1.4. Алюминий и его сплавы применяют с защитными покрытиями. При выборе алюминиевых сплавов отдают предпочтение плакированным сплавам и сплавам, не содержащим медь. В отдельных технически обоснованных случаях допускается применение без покрытий деталей, изготовленных из алюминия и его нелитейных сплавов, если детали предназначены для эксплуатации в условиях 1, 2, 3. Эти случаи