ГОСТ 31536—2012
3 Общие положения
3.1 Сущность метода контроля электрическогосопротивлениязаключаетсявопределениизначе
ния электрического сопротивления колесной пары прямым измерением при присоединении омметра
постоянного тока к поверхностям катания или внутренним боковым поверхностям бандажей колес
(ободьев цельнокатаных колес).
3.2 Объектом контроляэлектрическогосопротивленияявляется колеснаяпара, изготовленнаяпо
ГОСТ 11018 или отремонтированная со сменой ее элементов.
3.3 Электрическоесопротивление колесной пары проверяют при проведении приемо-сдаточных,
периодических, типовых и других видов испытаний, при проведении полного освидетельствования
колесных пар на предприятиях и в депо, а также во всех случаях выявления несоответствия значения
сопротивления колесной пары требованиям ГОСТ 11018.
4 Основные требования
4.1 Требования к условиям проведения измерения
4.1.1 Измерения проводят при температуре окружающего воздуха от5 °Сдо35 °С.
4.1.2 До проведения измерения электрического сопротивления колесная пара и измерительный
прибордолжны быть выдержаны не менее 6ч в помещении, где проводится измерение, при температу
ре, указанной в4.1.1.
4.2 Требования к средствам измерения и вспомогательным устройствам
4.2.1 Для измерения электрического сопротивления используют аналоговые омметры, соотве
тствующие требованиям ГОСТ 23706, с рабочими условиями применения не ниже 5-й группы по
ГОСТ 22261.
Допускается использовать цифровые омметры, соответствующие требованиям настоящего стан
дарта.
4.2.2 Измерительная цепьомметрадолжна быть постоянноготока.
4.2.3 Верхний предел измерения используемого омметра должен быть не менее 15 мОм. Мини
мальный ток, проходящий через колесную пару, должен быть не менее 0.1 А. Основная погрешность
омметра должна быть не более0,5 мОм.
4.2.4 Всоответствии с установленным порядком поутверждению типа средств измерений приме
няемый омметр должен иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и быть зарегистри
рован в Государственном реестре средств измерений.
4.2.5 Кприменяемомуомметрудолжны прилагаться руководствопоэксплуатацииидействующее
свидетельство о поверке. Порядок и периодичность проведения поверок определяют в соответствии с
требованиями правил по метрологии.
4.3 Порядок подготовки и проведения измерения, правила обработки результатов
измерения
4.3.1 Колеса колесной пары устанавливают надва отдельных специально изготовленныхоснова
ния, ограничивающиеее перемещение.
Подоснованияукладываютпрокладки изтекстолита, древесины или другогоэлектроизоляционно
го материала с удельным электрическим сопротивлением неменее 10 Ом м.
Схема установки колесной пары приведена на рисункеА.1 (приложение А).
4.3.2 Омметр должен быть присоединен к бандажам (ободьям) колес колесной пары по четы
рехзажимной схеме, приведенной на рисунке 1.
2