ГОСТ 12.2.232—2012
4.3.8 Для обеспечения устойчивости талевого блока с крюком или автоматическим элеватором
при перемещении без нагрузки центр его тяжестидолжен быть расположен ниже оси канатных шкивов.
4.3.9 Конструкция механизма крепления и перепуска неподвижногоконца каната должна:
- обеспечивать возможностьперепускаи смены канатабезсбрасывания витковсбарабана (кроме
мобильных буровыхустановок):
- исключать нахлестнаходящихся наего барабане витковканата при ослаблении его натяжения.
4.4 Требования к буровым лебедкам
4.4.1 Конструкция барабана лебедки должна обеспечивать крепление подвижной ветви каната,
исключающее возможность его смятия или перегиба, самопроизвольного ослабления или отсоедине
ния в месте крепления.
4.4.2 Конструкция тормоза должна исключать возможность самопроизвольного торможения или
растормаживания барабана лебедки.
4.4.3 Тормозной механизмлебедкидолжен иметь неменеедвух независимыхсистемуправления,
одна из которых (основная) должна обеспечивать плавное регулирование тормозного момента, а в
лебедках, в которых основной тормозной системой является регулируемый электропривод, должен
быть установлен механический тормоз для аварийной установки идляфиксации барабана в неподвиж
ном положении.
4.4.4 В буровых установках, где основное торможение осуществляется механическим тормозом,
лебедка должна быть оснащена вспомогательным регулируемым тормозом (электрическим, гидравли
ческим или пневматическим).
4.4.5 Управлениелебедкойдолжноосуществлятьсядистанционноспульта бурильщика. Система
управления вспомогательным тормозомдолжна:
- иметь при электрическом тормозо сигнализирующее устройство о наличии тока возбуждения и
электрического напряжения в системе управления электрическим тормозом,
- обеспечивать при гидравлическом тормозе контроль за уровнемжидкости в тормозной системе и
возможностьего регулирования.
4.4.6 Конструкция механического привода (трансмиссии, коробки передач и т. д.) должна исклю
чатьвозможностьодновременного включенияболее однойпередачи, а такжесамопроизвольноеотклю
чение или переключение передачи.
4.4.7 Системауправлениялебедкойдолжна обеспечиватьавтоматическоеотключение привода с
одновременным включением тормоза при поступлении сигнала предохранительныхустройств (ограни
чителя грузоподьемностилебедки, ограничителя подъема талевого блока).
4.4.8 Отключение привода и торможение лебедки должно быть таким, чтобы не происходила раз
грузка и разматывание ходовой ветви талевого каната.
4.4.9 При работе лебедки должна быть обеспечена правильная укладка канала на барабан,
исключающая возможность перехлестывания витков иих неравномерную навивку.
4.5 Требования к буровому ротору
4.5.1 Конструкция бурового ротора должна предусматривать устройства для стопорения стола
ротора ификсации вкладышей. Управлениеустройствами должно быть расположено влегкодоступном
месте.
4.5.2 Зажимы ведущей трубы с направляющими роликами или малые вкладыши в ротор в случае
их применениядолжны иметьустройства, исключающие их произвольный выброс из ротора.
4.6 Требования к буровым насосам
4.6.1 Конструкция элементов гидравлической части насоса должна исключать возможностьтрав
мирования обслуживающего персонала струей жидкости при повреждении уплотнений.
4.6.2 Конструкция пневмокомпенсатора должна позволять установку манометра для измерения
давления в газовой полости и обеспечивать возможность сбрасываниядавлениядо нуля.
4.6.3 Конструкция предохранительного устройства насоса должна соответствовать требовани
ям [2].
4.6.4 Уплотнения в гидравлической части насоса, в корпусах предохранительного устройства и
пневмокомпенсаторадолжны бытьрассчитаны на давление, равное полуторакратномумаксимальному
рабочемудавлению насоса.
4.7 Требования к вертлюгу
4.7.1Штропвертлюгадолжен иметь ограничение поворотавпределахот25едо 50евсторону, про
тивоположную горловине вертлюга.
5