Хорошие продукты и сервисы
Наш Поиск (введите запрос без опечаток)
Наш Поиск по гостам (введите запрос без опечаток)
Поиск
Поиск
Бизнес гороскоп на текущую неделю c 22.12.2025 по 28.12.2025
Открыть шифр замка из трёх цифр с ограничениями

ГОСТ Р 51901.1-2002; Страница 25

или поделиться

Ещё ГОСТы из 41757, используйте поиск в верху страницы ГОСТ Р 51901-2002 Управление надежностью. Анализ риска технологических систем. Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом МЭК 60300-3-9:1995 «Dependability Management - Part 3: Application guide - section 9: Risk analysis of technological systems» - «Управление надежностью. Часть. 3. Руководство по применению. Раздел 9. Анализ риска технологических систем» ГОСТ Р 51901.13-2005 Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей ГОСТ Р 51901.13-2005 Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей Risk management. Fault tree analysis (Настоящий стандарт устанавливает метод анализа дерева неисправностей и содержит руководство по его применению) ГОСТ Р 51901.14-2005 Менеджмент риска. Метод структурной схемы надежности ГОСТ Р 51901.14-2005 Менеджмент риска. Метод структурной схемы надежности Risk management. Reliability block diagram method (Настоящий стандарт устанавливает процедуры моделирования надежности технической и технологической систем и использования этой модели для оценки характеристик безотказности и работоспособности систем)
Страница 25
25

Реализация данного метода завершается определением возможностей аварии, качественной оценкой величины возможного вреда или ущерба здоровью, который мог быть нанесен, и идентификацией возможных исправительных мер. PHA должен корректироваться на стадиях проектирования, изготовления и испытания для обнаружения новых опасностей, внесения поправок и его совершенствования. Полученные результаты могут быть представлены различными способами, например в виде таблиц и «деревьев».

А.6 Оценка влияния на надежность человеческого фактора (HRA)

А.6.1 Общие положения

Оценка связана с влиянием человеческого фактора, а именно операторов и обслуживающего персонала, на работу системы и может быть использована для оценки воздействия ошибок персонала на безопасность и производительность.

Многие процессы содержат потенциальные возможности для ошибок персонала, в особенности в тех случаях, когда время, которым располагает оператор для принятия решений, ограничено. Вероятность того, что проблемы будут развиваться негативным образом, зачастую мала. Иногда действия со стороны персонала ограничиваются возможностью предотвращения начальной неисправности, прогрессирующей в направлении аварии.

При помощи HRA идентифицируются разнообразные типы ошибочных действий, которые могут иметь место, в том числе следующие:

а) ошибка по оплошности, недосмотр, выразившийся в невыполнении требуемого действия;

б) ошибка несоответствия, которая может предусматривать:

1) положение, когда требуемое действие выполняется несоответствующим образом;

2) действие, выполняемое слишком большим или слишком малым усилием либо без требуемой точности;

3) действие, выполняемое в неподходящее для него время;

4) действие (или действия), выполняемое в неправильной очередности;

в) лишнее действие, ненужное действие, выполняемое вместо требуемого действия или в дополнение к нему.

В результате HRA выявляются действия, которые могут воссоздать предшествующие ошибки.

Методология HRA является смешанной дисциплиной, в которой заняты исследователи и практики, являющиеся, как правило, специалистами в сферах либо теории и практики надежности, либо психологии и человеческих факторов.

Важность HRA была проиллюстрирована различными авариями, в которых критические ошибки человека способствовали катастрофической последовательности событий. Такого рода аварии являются предостережением от оценок риска, которые концентрируют внимание исключительно на механической конструкции и программных средствах в системе. Они иллюстрируют опасность игнорирования ошибок персонала. Более того, HRA являются полезными при рассмотрении ошибок, снижающих производительность, и при выявлении тех путей, которыми эти ошибки и другие неисправности (механической конструкции и программного обеспечения) могут быть «воспроизведены» людьми, операторами и обслуживающим персоналом.

HRA может включать в себя следующие этапы:

1) анализ задачи;

2) выявление ошибки персонала;

3) количественное определение влияния на надежность человеческого фактора.