5
(перечисление возможных или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.
4.5 При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов;
- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6 Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.
4.7 Процедура контроля и метод ее осуществления должны быть неотъемлемой частью каждого из разрабатываемых нормативных документов. Предпочтение в данном случае должно отдаваться форме контроля, действующей в России на протяжении ряда лет и осуществляемой на принципах системы сертификации ГОСТ Р [2], которая позволяет комплексно учитывать и контролировать опасные и ресурсные свойства отходов. Достоверность сведений, представляемых в паспорте отходов, контролируют уполномоченные органы при оформлении и выдаче соответствующего сертификата по форме системы сертификации ГОСТ Р. Для контроля экологических, токсикологических и/или других опасных свойств отходов и выдачи профильного сертификата Госстандартом России аккредитованы ряд ведомств (МПР России, Минздрав России и другие).
4.8 Основополагающим документом для решения задач, изложенных в 4.1-4.7, является паспорт опасности отходов [3], на необходимость ведения которого указано в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
5 Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации
5.1 Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.