ГОСТ Р ИСО 6216—2005
6.3 Лоцманские плавсредства группыАдолжны иметьледовые усиления, категориякоторыхопре
деляется компетентными органами, исходя из условий ледовой обстановки, типичной для района экс
плуатации данного плавсредства.
Необходимость ледового усиления плавсредств группы В устанавливается компетентными орга
нами.
6.4 Лоцманские боты группы А должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при
минусовыхтемпературах.
6.5 Элементы якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь
должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен приниматься на 10 %
больше по сравнению с тем. который требуется правилами классификационных обществ для других
судов такихже размерений.
6.6 Конструкция механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться
суда и катера, должнаобеспечиватьихэффективное ибезопасноеиспользование вусловиях вибрации,
качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация судна или катера в
данном районе.
Подъемникдолжен располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута, где амплитуда
килевой качки минимальна, и так. чтобы площадка (кабина) с лоцманом постоянно находилась в поле
зрения вахтенного штурмана.
6.7 Для обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта обслуживае
мого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубкидолжны устанавливаться иллюминаторы соотве
тствующей конструкции.
6.8 Для трансляции команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями,
обеспечивающимидостаточную слышимость подаваемых командс носа, с кормы и по бортам.
6.9 Составспасательныхсредствдолженопределятьсясучетом, чтовселоцманы, которыемогут
находиться одновременно насудне или катере, являютсячленами их команды.
6.10 Лоцманские суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях
рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми установками с винтом регулируемого шага
(ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими возможность самого малого хода,
поворотными насадками ипи винторулевыми колонками.
6.11 Для обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботахдолжны устанавли
ваться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение швартовного троса в направлении,
близком к вертикальному.
Места установки киповых планокдолжны выбиратьсятак. чтобы натяжение швартовноготроса не
приводило к созданию кренящих моментов, опасныхдля остойчивости.
6.12 Для обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть
палубы катеров должна быть максимально свободной отоборудования и иметьнескользящее покры
тие.
Устанавливаемый на палубе бота в районе приема лоцмана штанга-порученьдолжен находиться
по возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-порученьдолжен
отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем безопасность лоцмана при крене бота и
возмож ностьсхватиться за поручень в то время, когда ондругой рукойдержится за забортныйтрал.
Площадь палубы в носовой оконечности катера иботадолжна бытьдостаточнойдля приема лоц
мана с забортного трапа и с платформы подъемника.
6.13 Для безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого борта)
должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем понадстройке.
6.14 Оборудование помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям
компетентных органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической
зоне.
6.15 Все плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами
одобренного типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус транспортного
судна.
6.16 Место, с которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом,
чтобы свет не слепил лоцмана, рулевоесудно, принимающеелоцмана, ичленов команды, обслуживаю
щей устройство для спуска иподъема (для ботовтребования настоящего пункта — рекомендуем).
6.17 Кроме общих огней, несение которыхобязательно поправилам судоходства в данном райо
не. и специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения столкновения
судов (МППСС-72). лоцманские плавсредства должны иметь унифицированные сигнальные огни (для
дневного времени — знаки), обозначающие: «сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами».
В
з