С. 2 ГОСТ 8852-74
2.3. Пробу испытуемого нефтепродукта перемешивают 5 мин в склянке, заполненной не
более чем на 3/4 объема.
Вязкие и парафинистые нефтепродукты предварительно нагревают до 50 “С—60 “С.
2.4. При содержании воды в нефтепродукте более 0,5
%
пробу нефтепродукта обезвоживают
фильтрованием через прокаленную поваренную соль.
2.5. При определении коксуемости дизельных топлив берут 10 %-ныЙ остаток после пере
гонки, который получают следующим образом. Перегонку испытуемого дизельного топлива про
водят по ГОСТ 2177. Для перегонки берут 100 см’ дизельного топлива и отгоняют в измерительный
цилиндр 89 см3дистиллята, после этого нагрев прекращают. 1см*дистиллята дают стечь до уровня 90
см3, что составляет 90 % отгона. Теплый 10 %-ный остаток из перегонной колбы сливают в
коническую колбу.
Для каждого определения проводят перегонку не менее двух раз по 100 см3 дизельного
топлива, собирая остатки в одну и ту же колбу. Собранный в колбе 10 %-ный остаток тщательно
перемешивают. Датее проводят испытание по пп. 3.1—3.4.
В результатах определения коксуемости дизельного топлива указывают: «Коксуемость 10 %-ного
остатка*.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
2.6. Перед началом испытания аппарат нагревают до (520 ± 5) *С, о чем сигнализирует
лампочка на пульте управления, после чего заданная температура поддерживается автоматически.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1.В тигли, предварительно доведенные до постоянной массы, помещают пробу испытуе
мого нефтепродукта с помощью шприца и загр\гзочного устройства и взвешивают с погрешностью
не более 0,0002 г:
масло или 10 %-ный остаток дизельного топлива . . . .
мазут........................................................................................
гудрон............................................................................
<4,0 ±0.1) г
(1.0 ± 0.1) г
<0,5 ±0,1) г
При загрузке в тигли вязких нефтепродуктов (мазута, гудрона) загрузочное устройство поме
шают в сушильный шкаф с температурой (100 ± 5) *С.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
3.2. Тигли с навесками испытуемых нефтепродуктов специальными шипцамн опускают в
гнезда аппарата, при этом наблюдается незначительное снижение температуры, которая быстро
поднимается до первоначального значения. Включают сигнальные часы.
При нагревании нефтепродукта из капилляров тиглей выделяются пары, которые поджигают.
По окончании горения паров отверстия гнезд аппарата закрывают крышками. Остаток испытуемого
нефтепродукта прокаливают при (520 ± 5) ‘С.
Нагревание испытуемого нефтепродукта, горение выделяющихся паров и прокаливание ос
татка должно длиться 30 мин по сигнальным часам.
3.3. По истечении 30 мин тигли вынимают из гнезд, охлаждают 1—2 мин на воздухе, затем
30 мин —в эксикаторе. После охлаждения в эксикаторе тигли тщательно протирают снаружи сухой
тканью и взвешивают с погрешностью не более 0.0002 г.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4. Поверхность коксового остатка в тиглях должна быть блестящей. В противном случае
прокаливание повторяют. Результат повторного испытания яиляется окончательным.
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
т-
100
л
4.1. Коксуемость нефтепродукта (А) в процентах вычисляют по формуле
у
-
--------
.
/и,
где
т
—масса коксового остатка,г;
/я, —масса испытуемого нефтепродукта (в случае испытания дизельных топлив —масса 10 %-ного
остатка), г.
4.2. За результат испытаний принимают среднеарифметическое двух параллельных определе
ний. Результат округляют до 0.01
%.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.3. 4.4. (Исключены, Изм.
№
3).
58