ГОСТ 4848-71 С. *
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Обязательное
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГОЛОВКИ. СВЯЗАННОЙ С СИЛ ОИЗМЕРИТЕЛЕМ
Испытательные машины подразделяют на дне группы: А н Б, отличающие
ся
л
по величине максимального перемещения головки, связанной с сплоишерк.-
те ем.
К
К группе А относят машины с величиной максимального перемещения1го
ловки. связанной с склоизмерителеи. до 0,5 мм включительно: к группе Б -
свыше 0,5 мм.
Величину перемещения определяют по методике, приведенной ниже.
Максимальная величина перемещения головки, связанной с енлоизмермтг-
лем. обусловлена приложением к ней нагрузки п пределах всей шкалы силонз-
мерителя. Для определения максимальной величины необходимо измерить путь*
который пройдет головка, связанная с силокзмсритслем. вдоль направления
изгибающей силы при приложении к силоизмерителю нагрузки от нуля до мак
симальной величины ее, указанной на шкале силоизмерителя.
Для определения указанного пути на испытательную машину наносят лис
точки, хоторые располагают так. чтобы соединяющая их линия была парал
лельна направлению изгибающей силы. Одну из точек наносят на головку, свя
занную с силоизхсритслем, другую — на любую неподвижную чаегь машины.
После этого нагружающий наконечник и опоры сближают, поместив между ними-
металлический образец, который должен Сыть изготовлен из стали марки СгЗ-
по ГОСТ 380—88, размером 80X10X15 мм при расстоянии между спорами
64 мм. Затем машину пускают в ход для выбора люфтов и останавливают в-
момент выхода стрелки силоизмерителя на показание, соответствующее 1—2%
максимального значения шкалы. При этом измеряют расстояние
Н
’между двумя’
нанесенными ранее точками. Затем машину пускают в ход до момента выхода
стрелки силоизмерителя на максимальное значение щкалы, машину останавли
вают и измеряют расстояниемежду двумя нанесенными ранее точками.
Измерение расстояний
К
и
Н
производят с точностью до 0.1 мм.
Максимальную величину перемещения головки, связанной с силокзмериге-
лсм (о), вычисляют с точностью до 0,1 мм по формуле
а—К—Н.
За величину перемещения головкн для каждой шкалы испытательной ма
шины принимают среднее арифметическое трех определений.
Испытательные машины группы А позволяют поддерживать постоянство»
скорости сближения нагружающего наконечника я опор установлением скорости
перемещения подвижной головки, указанной в табл. 1. а группы Б — установле
нием скорости перемещения подвижной головки (о) и мм/мин с учетом компен
сирующей скорости:
v=v„+vK,
где
v„
— номинальное значение скорости сближения нагружающего наконеч
ника и опор, мм/мин;
— скорость, компенсирующая смещение головкн, связанной с енлоизме-.
рнтелеи, мм/мин.