3
4.3 Проведение измерений
4.3.1 Измерение на дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку к поверхности основания (покрытия) на расстоянии 0,5 - 1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения; а на аэродромах - по оси ряда (полосы).
Примечание - При многополосной проезжей части дороги рейку следует прикладывать на расстоянии 0,3 - 1,0 м от границы каждой полосы движения.
4.3.2 При каждом приложении рейки следует измерять величину пяти просветов под рейкой в местах, соответствующих меткам на боковых гранях рейки.
4.3.3 Места приложения рейки должны быть равномерно расположены по длине участка измерений.
4.3.4 Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120.
4.4 Обработка данных и представление результатов измерений
4.4.1 Общее число измерений следует принять за 100 % и определить число просветов под рейкой, превышающих максимально допустимую величину, установленную СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96, и число просветов, меньших минимально допустимой величины, установленной теми же документами. Следует также найти наибольшую величину просвета. Величины просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.
5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой
5.1 Требования к нивелиру и нивелирной рейке
5.1.1 Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.
5.1.2 Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.
5.2 Подготовка к измерениям. Проведение измерений
5.2.1 Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.
5.2.2 Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5 - 1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5 ± 0,2 м.
5.2.3 Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.
5.3 Обработка данных и представление результатов измерений
5.3.1 По данным нивелирования вычисляют относительные отметки hi точек поверхности покрытия или основания дороги в местах разметки.
5.3.2 По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения δhi, этих точек (кроме первой и последней на участке измерений) от прямой линии, проходящей через предыдущую (i - 1)и последующую (i + 1) точки (рисунок 1) по формуле
,
где hi-1 и hi+1 - относительные отметки предыдущей и последующей точек.