С. 4 ГОСТ 16598-80
4. MI-Л’ОД ОТБОРА ПРОБ
4.1. М е х а н и з и р о в а н н ы й метод
4.1.1. При погрузке и разгрузке вагонов, судов, бункеров для хранения руды, при образовании
штабелей с помощью транспортных устройств непрерывного действия отбор проб производят на
перепаде потока руды механическим пробоотборником. При опробовании концентратов крупностью
до 1 мм точечные пробы могут отбираться точечным методом в произвольно выбранных местах.
Отбор проб производят через равные промежутки времени (/) или после прохождения определенной
массы руды (я»,).
Период между отбором точечных проб (/) в минутах или (/и,) в тоннах вычисляют соответст
венно по формулам:
/
60 А/
Q п ’
(5)
(
6
)
где А/ —масса опробуемой партии, т;
Q —производительность потока руды, т/ч;
л —число точечных проб.
4.1.2. Огбор проб сленты оста но шейноготранспортера может производиться механизированным
и ручным методами. Пробоотсекающую раму плотно устанавливают на латную ширину ленты. Всю
рудумеждуплоскостями включают в пробу. Куски, затрудняющие введение рамы, не включают в пробу,
если они находятся с левой стороны, и включают в пробу, если они находятся с правой стороны.
Остановку транспортера производят с интервалами по п. 4.1.1.
4.1.3. При отборе проб грейферным краном (ковшом) масса руды в грейфере (ковше) состав
ляет массу точечной пробы. Число точечных проб определяют по п. 3.5.1.
4.2.Р у ч н о йм е т о д
4.2.1. Ручной метод применяют при отборе проб с поверхности руды из железнодорожных
вагонов и штабелей.
П р и м е ч а н и е . К штабелям следует относить руду на складах, в нагонах при поступлении их по
мссгу назначения, речных и морских судах.
4.2.2. Отбор проб производят:
совком с вновь образованной поверхности перегружаемой руды без выкапывания лунок. Отбор
проб от руд крупностью менее 20 мм допускается производить щупом, погружая его на всю глубину
пробоотборной части;
совком и молотком при наличии в руде кусков размером 50 мм и более (см. приложение 4).
4.2.3. При отборе проб из железнодорожных вагонов число точечных проб, отбираемых из
одного вагона (я,), вычисляют по формуле
".
(7)
где я —общее число точечных проб:
N — количество вагонов в партии.
Если подученное число окажется дробным, его округляют до целого в сторону большего целого
числа. При различной грузоподъемности вагонов число точечных проб следует распределять про
порционально их грузоподъемности.
Точки отбора проб располагают в определенном порядке, на расстоянии не менее 0,5 м от
борта вагона.
Примерное расположение точек отбора проб изображено на черт. 1. При расположении
руды в вагонах в виде конусов отбор проб производят с поверхности выступающей части конуса.
Точки отбора при этом по возможности располагают по образующей конуса, сдвинутой
примерно на 40* по отношению к длинной оси вагона на высоте, не превышающей 2/} высоты
конуса.
4.2.4.Огбор проб рулы из штабелей производят при невозможности опробования в процессе
перегрузки. При этом в точках отбора проб делают лунки глубиной от 0,2 до 0,5 м и по стенкам
лунок снизу вверх по прямой линии отбирают точечную пробу. Руда не должна выбираться со дна
лунки и пересыпаться через край совка.
При высоте слоя менее 1,5 м всю поверхность подлежащего опробованию штабеля или части
его разбивают на квадраты, число которых датжно быть равным числу точечных проб. При высоте
слоя более 1.5 м пробу отбирают из мест взятия или высыпания руды грейфером, а также с
поверхности при послойном вскрытии.