ГОСТ Р ИСО 8528-4—2005
Длязащиты от замыканий наземлю применяюттри типовые схемы релейной защиты, определяю
щиеток нулевой последовательности:
a) Схема защиты поостаточномутоку
Ток замыкания на землю определяется током вторичной обмотки суммирующего трехфазного
трансформатора.
В случае замыкания на землю возникающий в трансформаторе ток. протекая через реле, обеспе
чивает егосрабатывание.
b
) Схемадатчика заземления
Симметричныйтрансформатор тока стержневоготипа с проемами для первичной цепи соединяет
всефазовыепроводники (кабельныйтрансформатортока). При замыкании на землютокнулевойпосле
довательности, возникающий в результате дисбаланса, протекая через обмотку реле, приводит к его
срабатыванию. При защите однофазной цепи трансформатор тока соединяют с нулевым проводом.
c) Схемас заземленной нейтралью
При коротком замыкании на землю ток, возникающий в обмотке трансформатора тока, соединен
ной с нулевым проводом через резистор, приводит ксрабатыванию реле защиты.
Длязащиты конкретногоучастка цепи обычноприменяютселективную защитуоткороткихзамыка
ний на землю, которая обеспечиваетзащиту только определенной зоны, обычно от обмотокстатора до
точек установки трансформаторов тока. Замыкание на землю за пределами этой зоны обеспечивается
релейной защитой, чувствительной к протеканию тока.
В случае низкоомного заземления нейтрали включение реле защиты осуществляется током нуле
вой последовательности, а при высокоомном заземлении нейтрали — напряжением нулевой последо
вательности.
Неселективная защита от короткого замыкания на землю осуществляется также, какдля одиноч
ного независимогоэлектроагрегата.
Для стационарных электроагрегатов высокого напряжения рекомендуется предусмотреть защиту
от коротких замыканий на землю.
Особое внимание уделяют защите автономно работающих одиночных низковольтных электроаг
регатов. предназначенныхдля временногообеспечения электроэнергией.
6.3 Система защиты двигателя
Выбориспособустановкиустройствзащиты иконтролядлядвигателейвнутреннегосгораниядол
жны быть согласованы между изготовителем и потребителем с учетом выходной мощности и примене
ния электроагрегата.
Контролируютследующие параметры работы двигателя:
- снижение давления смазочного масла;
- превышениечастоты вращениядвигателя:
- температуру охлаждающей жидкости,
а также повреждение ремня вентилятора (для двигателя воздушного охлаждения).
В зависимости от применения электроагрегата дополнительно контролируют следующие пара
метры:
- уровеньохлаждающей жидкости;
- температуру отработавших газов;
- температуру смазочного масла,
а также средства противопожарной защиты по ИСО 6826.
Дополнительные контролируемые параметры приведены в таблице 1.
Если контролируемые параметры превышаютдопустимые рабочие предельные значениядолжно
быть предусмотрено следующее:
- только сигнализация (без прекращения работыэлектроагрегата);
- сигнализация исброс нагрузки;
- сигнализация инемедленная остановка электроагрегата.
Сигнализация может быть каксветовой, так и звуковой.
6.4 Измерительные приборы двигателя
По согласованию между изготовителем и потребителем допускается устанавливать измеритель
ные приборы в зависимости от применения и номинальной мощностидвигателя.
Двигатель должен быть снабжен датчиком давления масла и может быть снабжен тахометром и
датчиками температурысмазочного масла иохлаждающейжидкости (таблица 1).которые устанавлива
ют непосредственно надвигателе.
12