ГОСТ ISO 8331—2022
5.7 Рукава для горючих продуктов
В большинстве стран действуют правила хранения итранспортирования горючих продуктов, в том
числе жидких углеводородов (бензина, керосина и дизельного топлива) и сжиженных углеводородных
газов (LPG). Эти правила строго соблюдают в случае их распространения на рукава, используемые для
слива или налива таких продуктов.
Периодически проверяют рукава и рукава в сборе для установления пригодности к использова
нию, особенно проверяют их диэлектрические свойства. Если рукава не используют, рекомендуется
удалять из них перекачиваемый продукт.
При использовании рукавов и рукавов в сборе для транспортирования жидких углеводородов
важно, чтобы содержание ароматических углеводородов было в пределах, указанных в документе на
рукава.
5.8 Рукава для автомобилей
Рукава и рукава в сборе, используемые для автомобилей, должны быть устойчивыми или защи
щены от воздействия следующих жестких условий при эксплуатации:
a) условия размещения, например, под капотом, где рукава могут контактировать с топливом,
смазочными маслами, кислотой аккумулятора и т. д., подвергаться воздействию тепла двигателя или
насыщенной озоном атмосферы;
b
) условия эксплуатации, такие как экстремальные температура и влажность или контакт с пе
ском, грязью, гравием, снегом, льдом и т. д.;
c) перемещение деталей автомобиля, к которым присоединены рукава и рукава в сборе, и ви
брации.
В условиях по перечислениям а) и Ь) рекомендуется, по возможности, защищать рукава и рукава
в сборе кожухами. Если при установке рукава требуется сильный изгиб или если места крепления рас
положены в разных плоскостях, рекомендуется использовать формованные (изогнутые) рукава. Рука
ва, установленные с радиусами изгиба меньше указанных в документе на рукав, могут быстро выйти
из строя. Необходимо следить, чтобы рукав не был растянут или перекручен и был достаточный зазор
между рукавом и соседними деталями. При наличии зазора в статических условиях проверяют, чтобы
при динамических условиях эксплуатации рукав не подвергался воздействию вибрации или других дви
жений, вызывающих контакт с горячими компонентами или трение о другие детали. Для
выполнения таких условий рукав или рукав в сборе должен иметь достаточную длину и, при
необходимости, зафик сирован с помощью правильно расположенных зажимов.
Также следует учитывать следующее.
Рукава для системы охлаждения должны быть достаточно гибкими, чтобы соединение радиатора
не подвергалось чрезмерному напряжению. Длина рукава и рукава в сборе для тормозной системы
должна быть такой, чтобы не создавалось излишнее напряжение при экстремальных условиях
эксплу атации с учетом:
- расстояния до других деталей, особенно в крайних точках перемещения, например, при пово
роте колеса до упора;
- перемещения по отношению к точкам крепления, принимая во внимание высокие и низкие по
зиции за счет отскока колес и вращательное движение во время поворотов.
5.9 Пожарные рукава
5.9.1 Общие положения
Требования распространяются на пожарные плоско сворачиваемые и обычные гибкие рукава для
тушения водными или пенными растворами. Рукава изготовляют для разных условий эксплуатации,
поэтому следует выбирать правильный тип рукава, т. е. внутридомовый, промышленный, наземный,
корабельный и т. д.
Также следует учитывать рабочее давление в системе пожаротушения и возможность контакта с
агрессивными веществами и раскаленными углями/горячими поверхностями. Неправильное определе
ние условий эксплуатации может привести к преждевременному выходу рукава из строя.
Следует строго соблюдать требования нормативных правовых актов, нормативов, предусмотрен
ных договором (контрактом), или документа на рукав.
7