ГОСТ Р 70201—2022
Введение
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. № 3142-р [1], подписан
ным Председателем Правительства России М.В. Мишустиным, утверждено стратегическое направле
ние в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, в соответствии
с которым запланировано создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирую
щейся на технологиях виртуальных испытаний, в рамках проекта цифровой трансформации обрабаты
вающих отраслей промышленности «Цифровой инжиниринг».
В настоящее время при выполнении работ по государственным контрактам по разработке и поста
новке электроники на производство возникают непреодолимые препятствия при выполнении требова
ний технических заданий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по
испытаниям, указанным в ГОСТ 15.016. В результате при выполнении НИОКР большинство испытаний в
принципе не может быть проведено, что чревато возникновением отказов при эксплуатации электрони ки
в составе авиационной, космической, военной, железнодорожной, автомобильной, судовой и другой
ответственной техники, приводящих к катастрофам и человеческим жертвам. Выходом из создавшегося
положения может быть только оптимальное сочетание натурных и виртуальных испытаний электрони ки,
информация о котором отсутствует в ГОСТ 15.016.
Разработка настоящего стандарта вызвана необходимостью автоматизированного проектирова
ния электронной аппаратуры (ЭА) и электронной компонентной базы (ОКБ), включая создание схемы,
топологии и конструкции, схемотехническое и конструкторское моделирование и виртуальные испыта
ния на внешние воздействующие факторы (ВВФ), создание карт рабочих режимов (КРР) ОКБ, анализ
показателей надежности ЭА и создание цифрового двойника ЭА, для снижения затрат на разработку,
производство и обслуживание за счет повышения качества разработок.
Настоящий стандарт распространяется на систему автоматизированного проектирования (САПР)
ЭА и ЭКБ. Его целью является автоматизация проектирования ЭА и ЭКБ с применением математиче
ского моделирования и виртуальных испытаний ЭА и ЭКБ на ВВФ на ранних этапах проектирования,
снижение затрат на разработку, производство и обслуживание за счет повышения качества разработок.
Применение математического моделирования и виртуальных испытаний ЭА и ЭКБ на ВВФ на ран
них этапах проектирования до изготовления опытного образца позволит избежать отказов ЭА и ЭКБ или
значительно сократить отказы на этапе испытаний опытного образца, сокращая тем самым количество
испытаний опытного образца, возможные итерации по доработке схем и конструкций, затраты на раз
работку ЭА и ЭКБ при одновременном повышении качества и надежности, в том числе в критических
режимах работы, что делает ЭА и ЭКБ конкурентоспособными на отечественном и международном
рынке [2]—[4].
Использование при создании ЭА и ЭКБ натурных испытаний на ВВФ невозможно, так как схему и
конструкцию ЭА создают еще до изготовления опытного образца. Виртуализация испытаний ЭА и ЭКБ на
ВВФ на ранних этапах проектирования является безальтернативной. Без применения математиче ского
моделирования невозможно определить показатели стойкости к ВВФ и надежности. Такой подход
является информативным, так как благодаря ему на этапе проектирования отслеживается большинство
возможных отказов ЭА и ЭКБ по электрическим, тепловым, механическим, электромагнитным и другим
характеристикам, и эффективным, так как из-за недоработок проектирования ЭА и ЭКБ, вскрытых уже
путем натурных испытаний, возможно множество итераций: доработка проекта — испытания опытного
образца — доработка проекта и т. д., что значительно увеличивает сроки и стоимость разработки.
IV