Положение о ревизионной комиссии открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. N 265-р
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет правовой статус, порядок формирования и работы ревизионной комиссии открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество), а также полномочия ее членов.
2. Ревизионная комиссия общества (далее - ревизионная комиссия) является постоянно действующим органом, осуществляющим контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
3. Основными задачами ревизионной комиссии являются:
1) осуществление контроля за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности общества и иной информации о его финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении;
2) осуществление контроля за соответствием законодательству Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представлением обществом финансовой и бухгалтерской отчетности и информации в соответствующие органы и акционеру;
3) выработка предложений по повышению эффективности управления активами общества и иной финансово-хозяйственной деятельности общества, обеспечение снижения финансовых рисков, совершенствование системы внутреннего контроля.
4. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом общества, решениями общего собрания акционеров и совета директоров общества, настоящим Положением и внутренними документами общества.
II. КОМПЕТЕНЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
5. К компетенции ревизионной комиссии относится:
1) осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности за год, а также в любое время по своей инициативе, решению совета директоров общества или по требованию акционера;
2) проверка и анализ финансового состояния общества, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;
3) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности и иных отчетах, а также других финансовых документах общества;
4) проверка порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой и бухгалтерской отчетности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общества;
5) проверка своевременности и правильности ведения расчетных операций с контрагентами, бюджетами всех уровней, а также расчетных операций по оплате труда, социальному страхованию, начислению и выплате дивидендов;
6) проверка законности хозяйственных операций, осуществляемых обществом по заключенным от его имени сделкам;
7) проверка эффективности использования активов и иных ресурсов общества, выявление причин непроизводительных потерь и расходов;
8) проверка выполнения предписаний ревизионной комиссии по устранению выявленных нарушений;
9) проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых президентом, советом директоров и правлением общества, уставу общества и решениям общего собрания акционеров;
10) разработка для совета директоров и правления общества рекомендаций по формированию бюджетов общества и их корректировке;
11) решение иных вопросов, отнесенных к компетенции ревизионной комиссии Федеральным законом "Об акционерных обществах", уставом общества и настоящим Положением.
6. Ревизионная комиссия вправе вносить предложения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества для включения их в планы работы органов управления общества, требовать в установленном порядке созыва заседания правления или совета директоров общества, общего собрания акционеров в случае, если возникла угроза экономическим интересам общества или выявлены злоупотребления со стороны его должностных лиц.
7. По запросам ревизионной комиссии ей представляются протоколы заседания совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, а также правления общества.
8. Ревизионная комиссия вправе запрашивать у президента, членов совета директоров и членов правления общества информацию:
1) о юридических лицах, голосующими акциями (долями, паями) которых в количестве 20 и более процентов они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами);
2) о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
3) о сделках, по которым они могут быть признаны заинтересованными лицами.
9. Председатель или любой член ревизионной комиссии вправе присутствовать на заседаниях совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, правления общества при рассмотрении результатов проверок деятельности общества, а также по приглашению совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, правления общества - на других заседаниях.
III. СОСТАВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
10. Ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров.
11. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
12. Одно и то же лицо может быть избрано членом ревизионной комиссии неограниченное число раз.
13. Общее собрание акционеров вправе досрочно прекратить полномочия отдельных членов ревизионной комиссии в случае совершения ими недобросовестных действий либо причинения вреда обществу, выразившихся в:
1) уничтожении, повреждении или фальсификации документов и материалов;
2) сокрытии информации о выявленных злоупотреблениях должностных лиц или работников общества;
3) сознательном введении в заблуждение должностных лиц, работников общества или акционера по вопросам деятельности общества;
4) разглашении государственной тайны и конфиденциальной информации о деятельности общества;
5) других действиях, причиняющих вред обществу.
IV. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЬ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
14. Председатель, заместитель председателя и секретарь ревизионной комиссии избираются на первом заседании ревизионной комиссии из числа ее членов большинством голосов членов ревизионной комиссии.
15. Председатель ревизионной комиссии осуществляет руководство деятельностью ревизионной комиссии, подготовку проектов планов ее работы, обеспечивает созыв и проведение заседаний, председательствует на них, распределяет обязанности между членами ревизионной комиссии, подписывает протоколы заседаний, заключения и иные документы ревизионной комиссии, решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Положением.
16. Ревизионная комиссия может освободить от исполнения обязанностей председателя или заместителя председателя ревизионной комиссии и избрать нового, решение о чем принимается большинством голосов членов ревизионной комиссии.
17. Заместитель председателя ревизионной комиссии избирается для того, чтобы выполнять функции председателя в его отсутствие.
18. Секретарь ревизионной комиссии осуществляет организационное обеспечение деятельности ревизионной комиссии и подготовку ее заседаний, в том числе обеспечивает ведение делопроизводства и хранение протоколов и иных материалов ревизионной комиссии, уведомление членов ревизионной комиссии и приглашенных лиц о проведении заседаний, представление членам ревизионной комиссии материалов к заседаниям, оформление протоколов заседаний и выписок из них, осуществляет иные функции, определенные настоящим Положением и решениями ревизионной комиссии.
V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИЕЙ
19. Заседания ревизионной комиссии созываются председателем ревизионной комиссии в соответствии с утвержденным планом работы. Заседания проводятся также перед началом проверок деятельности общества, осуществляемых ревизионной комиссией, и по их результатам.
Председатель ревизионной комиссии может созывать внеплановые заседания по своей инициативе или по предложению членов ревизионной комиссии.
20. Повестка дня заседания ревизионной комиссии утверждается председателем ревизионной комиссии.
21. Решения на заседаниях ревизионной комиссии принимаются большинством голосов членов ревизионной комиссии.
При равенстве голосов решающим является голос председателя ревизионной комиссии.
22. Каждый член ревизионной комиссии обладает одним голосом. Член ревизионной комиссии не вправе передавать право голоса иным лицам, включая других членов ревизионной комиссии.
23. Члены ревизионной комиссии должны присутствовать на заседаниях лично.
В заседаниях ревизионной комиссии принимают участие члены ревизионной комиссии, а также приглашенные лица.
24. Кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составляет две трети от числа избранных членов ревизионной комиссии.
25. Решения ревизионной комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем ревизионной комиссии.
Члены ревизионной комиссии вправе письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания ревизионной комиссии.
26. Протокол заседания ревизионной комиссии оформляется не позднее чем через 10 дней после его проведения. В протоколе указываются:
1) дата, время, место проведения заседания и номер протокола;
2) перечень лиц, участвующих в заседании;
3) повестка дня заседания;
4) основные положения выступлений лиц, участвующих в заседании;
5) вопросы, поставленные на голосование;
6) результаты голосования;
7) решения, принятые ревизионной комиссией;
8) иная необходимая информация.
27. К протоколу заседания ревизионной комиссии прилагаются материалы (в том числе заключения, акты проверок и иные документы), послужившие основанием для принятия ревизионной комиссией соответствующих решений.
28. Протокол заседания ревизионной комиссии направляется заинтересованным лицам в течение 5 дней с даты его подписания.
VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
29. Ревизионная комиссия осуществляет в соответствии с установленными правилами и порядком ведения финансовой и бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета:
ежегодные проверки - по итогам деятельности общества за год;
внеочередные проверки - в любое время по своей инициативе, решению совета директоров общества или требованию акционера.
30. Проверки деятельности общества, проводимые ревизионной комиссией, не должны нарушать режим работы общества.
31. Финансово-хозяйственная деятельность общества подлежит проверке ревизионной комиссией по следующим направлениям:
1) соблюдение законодательства Российской Федерации, устава общества, решений общего собрания акционеров и совета директоров общества по вопросам его финансово-хозяйственной деятельности, а также исполнение предписаний, отраженных в актах по результатам предыдущих проверок;
2) достоверность и своевременность отражения данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности;
3) исполнение внутренних документов общества по вопросам его финансово-хозяйственной деятельности;
4) правильность отражения в финансовом и бухгалтерском учете размера уставного капитала общества, законность и целесообразность решений по изменению его величины;
5) обоснованность размера дивидендов, выплачиваемых акционеру;
6) целесообразность принятия и эффективность выполнения решений об участии общества в инвестиционных проектах и привлечении сторонних инвесторов;
7) обоснованность создания и прекращения деятельности филиалов и представительств общества.
32. При проведении проверок филиалов и представительств общества ревизионная комиссия также проверяет:
сохранность имущества, закрепленного за филиалами и представительствами общества, правомерность и экономическую целесообразность произведенных ими расходов, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании средств, выделенных обществом для деятельности его филиалов и представительств;
правильность ведения бухгалтерского учета, а также достоверность отчетности, представляемой обществу.
33. По результатам проверки ревизионной комиссией составляется акт, который подписывается председателем ревизионной комиссии, президентом общества и главным бухгалтером общества (руководителем и главным бухгалтером филиала или представительства, если проверка проводилась в филиале или представительстве).
34. По результатам ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия не позднее чем за 15 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров составляет заключение, в котором должны быть отражены вопросы, относящиеся к компетенции ревизионной комиссии в соответствии с подпунктами 2 - 9 пункта 5 настоящего Положения.
35. В случае выявления в ходе проверки нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества в акте проверки или в заключении ревизионной комиссии даются предписания по устранению выявленных нарушений.
36. Помимо проведения ежегодных и внеочередных проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия обязана:
обеспечивать систематический оперативный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
своевременно доводить до сведения совета директоров и правления общества результаты проведенных проверок деятельности общества, предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям финансово-хозяйственной дисциплины, а также предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля и повышению эффективности деятельности общества.
37. Ревизионная комиссия вправе:
1) запрашивать у органов управления общества, его филиалов и представительств, а также лиц, выполняющих управленческие функции в обществе, информацию, документы и материалы, необходимые для работы ревизионной комиссии, которые должны быть представлены в течение 5 дней после получения соответствующего запроса;
2) требовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, от органов управления общества и полномочных лиц созыва общего собрания акционеров, заседания совета директоров или правления общества по вопросам, находящимся в их компетенции;
3) информировать совет директоров общества обо всех случаях невыполнения работниками общества, включая лиц, выполняющих управленческие функции, требований ревизионной комиссии, касающихся представления необходимых документов, об отказе в пояснениях по имеющимся у ревизионной комиссии вопросам;
4) ставить перед общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительными органами общества вопрос об ответственности работников, включая лиц, выполняющих управленческие функции, за не соответствующие законодательству Российской Федерации или повлекшие нанесение ущерба обществу или третьим лицам действия (бездействие);
5) ставить перед общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительными органами общества вопрос о принятии мер по устранению выявленных ревизионной комиссией нарушений и сроках их устранения.
38. Члены ревизионной комиссии обязаны принимать необходимые меры для выявления нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества и содействовать их устранению.
Члены ревизионной комиссии общества несут ответственность за объективность и добросовестность произведенной ими проверки, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, обеспечение конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, а также за превышение своих полномочий.
39. Работники общества имеют право:
1) присутствовать при проведении проверок вверенных им материальных ценностей, проводимых ревизионной комиссией;
2) знакомиться с содержанием заключений и актов ревизионной комиссии по вопросам, относящимся к их служебной деятельности, и представлять письменные объяснения и возражения по ним;
3) знакомиться с содержанием документов, послуживших основанием для выводов о допущенных нарушениях и недостатках в работе.
40. Работники общества обязаны содействовать ревизионной комиссии при проведении проверок, представлять необходимые информацию, документы, материалы и давать пояснения по имеющимся у ревизионной комиссии вопросам.
VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
41. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Размеры вознаграждения и компенсации устанавливаются общим собранием акционеров с учетом рекомендаций совета директоров общества.
По решению общего собрания акционеров в качестве вознаграждения членам ревизионной комиссии помимо денежной оплаты могут предоставляться иные льготы и преимущества, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
42. Для обеспечения деятельности ревизионной комиссии ей предоставляются необходимые помещения, оргтехника и канцелярские принадлежности в пределах средств, выделяемых на эти цели обществом.
Источник - Распоряжение Правительства РФ от 25.02.2004 № 265-р (с изменениями и дополнениями на 2011 год)