ustav-muzhskogo-monastyrya
Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 11.07.2008.
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО _____________,
АРХИЕПИСКОПА _________________________
Утвержден
_____________________
от "__"________ ___ г.
________ N __________
УСТАВ <*>
___________________ мужского монастыря
Г. _________________
--------------------------------
<*> Устав разработан в соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Уставом Русской православной церкви с целью государственной регистрации монастыря при создании или перерегистрации как законной религиозной организации.
При работе над Уставом авторы:
- признают особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
- уважают христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России;
- считают важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Православный мужской ______________ монастырь - это религиозная организация, в которой проживает и осуществляет свою деятельность христианская община, состоящая из лиц мужского пола, объединенных посредством обетов целомудрия, нестяжания и послушания и посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни.
_____________ мужской монастырь, именуемый далее Монастырь, является учреждением, созданным _____________ (централизованной религиозной организацией) в соответствии со своим Уставом, имеющий в его лице руководящий либо координирующий орган.
Монастырь образован и действует в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Уставом Русской православной церкви.
1.2. Полное наименование Монастыря: ________________________________.
Сокращенное наименование Монастыря: ________________________________.
Наименование Монастыря на иностранном языке: _______________________.
1.3. Место нахождения Монастыря: ___________________________________.
1.4. Вероисповедание: ______________________________________________.
1.5. Монастырь принадлежности к существующей централизованной религиозной организации __________________________ (наименование).
1.6. Монастырь является юридическим лицом, приобретает правоспособность в сфере светских отношений с момента его государственной регистрации.
1.7. Монастырь действует в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.
1.8. Монастырь вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Монастырь образован в целях совместного исповедания и распространения православной веры.
2.2. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, девство и послушание. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Жизнь по таким правилам являет практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главнейшими житейскими науками является умение отдавать всего себя на общее дело, навык к труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. В результате в Монастыре воспитывается духовное братство, живущее по евангельским законам любви, милосердия и трудолюбия, которое должно оказывать глубокое назидательное впечатление на мирян.
Устав регулирует монашескую жизнь Монастыря, способствует лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4-го века, общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей).
2.3. Основные формы деятельности Монастыря: ___________________________.
Монастырь вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
Монастырь пользуется исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.
Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые Монастырем, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
Монастырь вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
2.4. Монастырь:
- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
2.5. При осуществлении деятельности Монастырь указывает свое полное наименование.
2.6. Монастырь совершает богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных Монастырю для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях Монастыря, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
2.7. Монастырь вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, а также в воинских частях.
2.8. Монастырь вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
2.9. Монастырь имеет право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.
2.10. Монастырь в соответствии со своим Уставом имеет исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
2.11. Монастырь вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.
2.12. Монастырь имеет исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
2.13. Монастырь в соответствии со своим Уставом вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между Монастырем и работником.
На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
Работники Монастыря, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МОНАСТЫРЯ
3.1. Монастырь создается __________ с благословления _________.
3.2. Монастырь создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.
3.3. Монастырь обязан ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
4. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В МОНАСТЫРЬ
4.1. Кто ради Бога отрицается мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к нему христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении зла и страстей, как первого условия спасения души.
4.2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в Монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
4.3. В монастырь не могут быть приняты лица, не достигшие совершеннолетия; родители, имеющие малолетних детей, требующих их опеки; муж при живой жене и жена при живом муже; супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь.
4.4. Поступающий в Монастырь должен подать на имя наместника прошение, автобиографию с приложением паспорта и соответствующих документов. Желательно представить рекомендацию духовного лица.
4.5. Новопоступивший проходит испытание в течение трех лет и, если он окажется достойным, согласно решению Духовного Собора, наместник по благословению Правящего архиерея совершает постриг его в монашеский чин.
4.6. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначального, а также если постригаемый был известен своей благочестивой жизнью до вступления в обитель: к таковым относятся воспитанники семинарий, студенты духовных академий, вдовые священники, церковные деятели и другие.
4.7. Новоначального примерно через год, смотря по жизни его в обители, одевают в подрясник; через 2 - в рясофор.
5. ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ
5.1. Новоначальный прежде всего должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.
5.2. Новоначальный дает подписку о том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации Монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
5.3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благовременно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью".
5.4. По отношению к настоятелю и насельнику Монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.
5.5. Входить в чужую келию следует с молитвой и только когда будет получен ответ "Аминь".
5.6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.
5.7. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику, начальствующим Монастыря. Распоряжения наместника по Монастырю не принято монашествующим обсуждать, критиковать, но следует с молитвою и смирением выполнять. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостию и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
5.8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных - залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
5.9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
5.10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения есть кража.
5.11. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келия должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келии.
5.12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.
5.13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.
5.14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов к греху.
5.15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия.
5.16. Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковой берется под особое наблюдение старших братьев, его увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства его в своих грехах следует такого нарушителя отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела.
6. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ
6.1. Согласно Уставам мужских монастырей, духовное руководство осуществляется наместником совместно с духовником Монастыря.
6.2. Для руководства новоначального наместник назначает опытного монаха - "старца", которому надлежит открывать свое духовное состояние - недоумения, сомнения, затруднения, искушения - и получать от него наставления и духовную поддержку.
6.3. Если какого брата по долгу и правильно наместник или старец, которому тот вверен от наместника, за нарушение Устава или за иную вину свяжет, духовник не имеет власти разрешить связанного без совета и соглашения со связавшим. Посему духовник и Игумен должны иметь в запрещениях согласие между собою: первый по добровольному тайному грехов исповеданию тайную и епитимию налагает, а Игумен за нарушение правил Устава и за соблазн власть имеет наказать противящегося и открытой епитимией.
6.4. Для духовного познания и возрастания каждый монашествующий должен ежедневно, как правило, прочитывать с большим вниманием несколько глав Священного Писания, а также прилежно читать творения Святых Отцов и другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу, утешение.
6.5. Самое драгоценное для насельников есть причащение Святых Христовых Тайн и все братья обязательно должны очищать свою совесть таинством покаяния. Исповедь проходит в четыре годовых поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский, в день своего Ангела, в день рождения, в день Ангела от крещения, в праздники, а также когда монашествующий чувствует в этом потребность.
6.6. Без благословения настоятеля или "старца" насельники не должны ничего предпринимать в духовном деле спасения по своему только мысли и воле, например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
6.7. Если между братьями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением и тотчас восстановить мир и любовь.
6.8. Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимии, на которую следует смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.
6.9. Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, то и согрешающий должен смотреть на епитимии, которые ему даются, и принимать их как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души.
6.10. Каждому согрешившему дается епитимия сообразно его духовному устроению и его немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер.
6.11. В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: поставление на поклоны; снятие монашеской одежды; перевод из келии в другую, менее удобную; перевод с одного послушания на другое, более трудное; отмена выезда из обители.
7. УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ
7.1. Выход из Монастыря может быть двояким: ради послушания, по должностной необходимости, по желанию имущих в том уважительную личную потребность.
7.2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время из обители, то для этого достаточно устного разрешения наместника, а в отсутствии его - благочинного. При поездке домой, в иные города или селения даже на самый незначительный период надо писать прошение на имя наместника с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.
7.3. В случае же болезни или иных важных причин монашествующий может получить более продолжительный отпуск (для лечения), но в каждом отдельном случае монастырское начальство имеет по сему специальное суждение, дабы время, проведенное братом за стенами обители, не повредило ему в духовном плане.
7.4. Направленные в виде особой нужды на послушание в город или другие места вне стен Монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончанию этого послушания.
7.5. Монахи в священном сане, отпускаемые за стены обители, не имеют права священнодействовать без разрешения правящего архиерея той местности, куда они прибыли и где желают послужить.
7.6. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух Монастыря - это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждый инок, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшем, чем из нее вышел - так учат святые подвижники.
7.7. Понудим же себя, братие, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в Монастыре, выходя из него только по крайней нужде.
8. УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ
8.1. Монашествующие, которые изменили своим обетам, стали жить зазорно, пороча Святую Церковь, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.
8.2. Инок, удаленный из Монастыря, оставляет монашеские одежды.
8.3. Если какой-либо монах, удаленный из Монастыря или добровольно оставивший его потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, такового можно по рассмотрении его дела принять, но уже в разряд вновь поступающих.
8.4. От удаленных или самовольно ушедших из монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменного обещания впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.
8.5. В случае смерти монаха все его имущество по описи передается на склад и является общим монастырским достоянием.
9. УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ
9.1. Монастырь является общежительным и находится в ведении епархиального архиерея, который является священноигуменом Монастыря, архимандритом и настоятелем.
9.2. Монастырь может при себе образовывать скиты, подворья, братства.
9.3. Правящий архиерей назначает наместника Монастыря, который утверждается Священным Синодом, а также священнослужителей и духовника, осуществляет общее наблюдение за Монастырем, с Его благословения наместник ведет всю монастырскую жизнь, в том числе и хозяйственную.
9.4. Правящий архиерей по представлению наместника назначает основных должностных лиц Монастыря: казначея, благочинного, ризничного, эконома, у которых, в свою очередь, могут быть помощники (с благословения наместника).
9.5. Правящий архиерей преподает благословение на пострижение в монашество готовых к сему послушников зачисляет в число насельников Монастыря тех, кого представляет наместник; отчисляет лиц, которые грубо нарушают монастырскую дисциплину и злонамеренно выходят из послушания начальствующих, не желая внимать гласу вразумления.
9.6. Во главе управления Монастырем стоит наместник и состоящее при нем правление. Правление собирается для решения важных вопросов жизни Монастыря по мере необходимости. В правление входят: наместник, эконом, казначей, благочинный, ризничный и зав. канцелярией.
9.7. Имена Святейшего Патриарха и правящего Архиерея с их титулами ежедневно возносятся за всеми монастырскими богослужениями.
10. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ
10.1. Наместник.
10.1.1. Наместник должен хорошо знать все нужды обители, иметь полное представление о своих насельниках, чтобы о всем иметь постоянное попечение. На нем лежит всемерное поддержание в Монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании и совершенствовании насельников; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
10.1.2. Наместник в качестве лица официального и ответственного за свою обитель перед Правящим архиереем принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, - руководствуясь добрыми намерениями и благорасуждением Церкви, что будет служить ко благу и пользе его Монастыря.
10.1.3. Основной заботой наместника является попечение о духовном состоянии братьев, их прилежании к молитве, к богослужению, их усердии в послушании и особенно стремлении к чистоте и святости жизни. Наместник постоянно держит связь с духовником Монастыря и следит, как часто насельники приступают к Таинству Святой Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн.
10.1.4. Наместник, воспитывая волю насельников, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого, и в случае необходимости по-отечески делает замечания или строгие выговоры вплоть до епитимий в целях вразумления и исправления согрешающего брата, добиваясь благоразумным образом признания и покаяния в допущенных ошибках.
10.1.5. Хотя наместник должен быть ко всем братьям благорасположен и о всех попечителен, однако преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и подвизающиеся успевать в жизни духовной, естественно, будут преимущественно пользоваться его благорасположением, попечением, доверием и уважением, и сие должно быть средством как для утверждения их на благом пути, так и для доставления им полезного и назидательного влияния на других.
10.1.6. От наместника не должно быть скрыто, кто из братьев кому пишет или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, он может требовать, чтобы письма ему были показаны, и если переписка не представляет ни надобности, ни пользы, велеть прекратить оную.
10.1.7. В случае выезда по делам обители или болезни настоятеля во временное отправление его обязанностей вступает должностное лицо по усмотрению наместника.
10.2. Духовник.
10.2.1. Духовник должен быть в зрелых годах, опытный в жизни иеромонах честного и богоугодного жития и прилежный в монашеском звании, человеколюбивый, ревностный к церковным богослужениям, хорошо знающий Слово Божие и святоотеческие писания.
10.2.2. Духовное руководство осуществляется духовником совместно с наместником Монастыря.
10.2.3. Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о насельниках Монастыря и их духовном состоянии. Он способствует тому, чтобы все насельники Монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн. Для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути.
10.3. Казначей.
10.3.1. В обязанности казначея входит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил финансовой отчетности, которая ежегодно для ознакомления представляется наместником Правящему архиерею.
10.3.2. Казначей также следит за состоянием и движением всех видов материальных ценностей Монастыря, он ведет архив важнейших монастырских документов, как хозяйственных, так и финансовых, и следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в Монастырь.
10.3.3. В последних числах месяца казначей в присутствии двух-трех старших братьев вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
10.4. Благочинный.
10.4.1. В обязанности благочинного входит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением монашествующих. Он следит, чтобы во время богослужений в храме соблюдалась полная тишина и строгий порядок.
10.4.2. Благочинный имеет право на вход в келии монашествующих во всякое время, следит за их порядком и чистотой, смотрит, чтобы монашествующие не проводили время в праздности, а в свободные часы упражнялись в чтении, труде и молитве; заботится о том, чтобы в монастырских келиях не находились посторонние лица - даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в приемной комнате.
10.4.3. Благочинный по благословению наместника ежедневно назначает братьев на послушания; следит, чтобы они исполнялись с молитвой, добросовестно.
10.4.4. Благочинный должен не того искать, что приятно братьям, и не о том заботиться, чтобы заслужить их благосклонность, но быть справедливым и твердым в своих действиях и в случае нарушений дисциплины кем-либо из братьев по-отечески вразумлять и делать наставление, а в особых случаях докладывать наместнику.
10.5. Ризничий.
10.5.1. В обязанности ризничего входит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
10.5.2. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки, своевременно исправлялись и стирались, а по необходимости шились новые.
10.5.3. Пришедшее в негодность облачение, покровцы, покрывала, полотенца и другое по рассмотрении настоятеля или казначея уничтожаются, на что составляется акт.
10.5.4. Ключи от ризницы ризничий хранит у себя.
10.5.5. Ризничий следит за тем, чтобы церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.
10.5.6. Согласно обычаю, ризничий переоблачает Престол, вносит св. антиминс, а также сосуды в алтарь в облачении (епитрахиль, поручи).
10.5.7. Ризничий следит за освещением алтарей, храмов и особенно за чистотой и порядком в алтаре, начиная с престола, жертвенника и кончая пономарским местом.
10.5.8. Ризничему подчиняются екклесиархи, пономари, монастырские портные.
10.5.9. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощников, если в том есть необходимость. Ризничий с благословения наместника может приобретать утварь с последующим отчетом пред казначеем.
10.6. Эконом.
10.6.1. В обязанности эконома входит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью Монастыря.
10.6.2. Эконом особо печется о храмах, часовнях как первых святынях Монастыря. Забота эконома распространяется на братские корпуса, а также на все подсобные помещения.
10.6.3. В распоряжении эконома находятся как иноки, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с наместником, с его благословением.
10.6.4. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения наместника или благочинного, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
10.6.5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого эконома, который назначает необходимые работы, следит за качеством их исполнения, а также производит оплату их труда.
10.6.6. В подчинении эконома находятся; келарь, заведующий мастерскими, гостинник, все монахи, работающие в отрасли хозяйства, шоферы, электрики, каменщики, маляры, столяры и другие.
10.6.7. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ему предоставляется право изложить свои соображения наместнику, и после одобрения и благословения он может приступить к осуществлению своих планов.
На экономе лежит особое монастырское послушание - вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хозяйственные материалы.
10.6.8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощника.
10.6.9. Эконом получает право от Монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.
10.6.10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному - молитвой.
10.7. Келарь
10.7.1. Под наблюдением келаря находится монастырская кухня, все погреба и склады с продовольствием, в которых должны соблюдаться чистота и опрятность.
10.7.2. Келарь отвечает за приготовление пищи соответственно монастырскому Уставу, заботится о своевременной заготовке овощей, фруктов и прочего на зимний период, а в летний - о варении хлебного кваса.
10.7.3. Келарь неопустительно следит, чтобы:
а) перед варением пищи читались следующие молитвы:
"Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь", "Трисвятое" по "Отче наш", "Очи всех на Тя, Господи, уповают", "Достойно есть" и отпуст: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери, свт. Николая, свт. Иоанна, преп. Марии Египетской и всех святых, помилуй и спаси нас. Аминь";
б) огонь для приготовления пищи брался от неугасимой лампады;
в) в пищу обязательно добавлялись святая крещенская вода и освященная в Великий Четверг соль.
10.8. Уставщик.
10.8.1. Обязанности уставщика заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местным монастырским обычаем.
10.8.2. Уставщик следит за суточными чтецами, за их правильным и уставным отправлением часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и безыскусственно.
10.8.3. Новоначальных и мало знающих чтецов уставщику следует обучать правильному церковному чтению.
10.8.4. Уставщик поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
10.8.5. Уставщик должен следить за состоянием церковных богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать.
10.9. Регент.
10.9.1. Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
10.9.2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
10.9.3. Ни регент, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
10.9.4. Регент должен исполнять определенное монастырское пение, избегая светскости, и представлять его наместнику на утверждение.
10.9.5. Регент обязан систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
10.10. Пономарь.
10.10.1. Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием его в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все, непристойное этому святому месту. Пономарь должен заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить его для службы.
10.10.2. Пономарь обязан прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.
10.10.3. На пономаре лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутины с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь.
10.10.4. Пономарь подчиняется ризничему.
10.10.5. По окончании богослужения пономарь тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сам пономарь.
10.11. Зав. канцелярией.
10.11.1. В обязанности зав. канцелярией входит ведение всего канцелярского делопроизводительства Монастыря.
10.11.2. Все письменные дела Монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.
10.11.3. Переписка Монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.
10.11.4. Зав. канцелярией принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее наместнику. Он же исполняет обязанности счетовода.
10.12. Звонарь.
10.12.1. Звонарь с благословения наместника в положенное время производит благовест к богослужению и по окончании его.
10.12.2. Благовест или трезвон производится в соответствии с Уставом и обычаем данного Монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям церковных звуков.
10.12.3. Звонарь не должен допускать посторонних лиц на колокольню без благословения и надобности.
10.13. Библиотекарь.
10.13.1. В обязанности библиотекаря входит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.
10.13.2. Библиотекарь выдает книги насельникам обители под расписку.
10.13.3. Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.
10.13.4. Библиотекарь своевременно отдает в реставрацию поврежденные книги, наблюдает за помещением книгохранилища, следит за внутренним режимом и особенно за пожарной безопасностью.
10.14. Просфорник.
10.14.1. Просфорник отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
10.14.2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки самого высшего сорта.
10.14.3. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для таинства Божественной Евхаристии.
10.14.4. Помещение просфорни следует содержать в надлежащей чистоте и порядке.
10.14.5. О ремонтных работах в просфорне просфорник докладывает эконому Монастыря.
10.15. Трапезник.
10.15.1. Трапезник наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для братии в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.
10.15.2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезник обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее.
10.15.3. Трапезник наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды.
10.15.4. Трапезник накрывает столы к установленным часам питания братии и затем убирает посуду.
10.16. Больничный.
10.16.1. Обязанности больничного состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе Монастыря.
10.16.2. Больничный должен быть мягким, терпеливым, сострадательным и заботливым о больных.
10.16.3. Больничный пользует больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.
10.16.4. Больничный обязан заботиться о приобретении лекарств, их сохранении и организовывать в определенный период сбор лекарственных трав и снадобий.
Приложение.
Помимо названных в Монастыре имеются следующие должности и послушания, на которые наместник Монастыря назначает братьев, смотря по способностям, возможности и силе каждого:
1) зав. полевым хозяйством, он же ответственный за конный двор и на мельнице;
2) зав. скотным двором, он же ответственный за скот - коров и овец - и за птичник;
3) на парниковом, огородном, садовом и цветочном хозяйствах;
4) в хлебной, на пчельнике;
5) церковное (в соборе, крестильном и других храмах и часовнях);
6) ответственные за продажу церковных товаров, свечей и просфор;
7) в котельных, бане-прачечной и гостиницах;
8) в мастерских: иконописной, златошвейной, пошивочной, рукодельной и переплетной;
9) дежурство на территории дневное (они же экскурсоводы), ночное и др.
11. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ МОНАСТЫРЯ
11.1. Монастырский священник должен отправлять церковную службу благолепно и по уставу, без пропусков и нововведений.
11.2. Содержание священникам представляет Монастырь по благословению Епархиального Архиерея.
11.3. Богослужебный чин и порядок в церкви определяет Настоятельница Монастыря.
11.4. Духовником Монастыря является священник, рекомендуемый для этого послушания настоятель Монастыря.
12. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО МОНАСТЫРЯ
12.1. В собственности Монастыря могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения его деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.
12.2. Монастырь обладает правом собственности на имущество, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями, переданное Монастырю в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
12.3. Передача в собственность Монастырю для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
12.4. Монастырь может иметь на праве собственности имущество за границей.
12.5. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям Монастыря.
12.6. Монастырь вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые ему государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЯ
13.1. Монастырь прекращает свою деятельность по решению _______________.
14. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ МОНАСТЫРЯ
14.1. Настоящий Устав может быть изменен и дополнен в следующем порядке: _____________________.
15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
15.1. Данный монастырский Устав как руководство для иночествующих должен с молитвой и усердием по мере сил проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.
15.2. Устав не является порождением схоластическим.