programma-proverki-poverochnoy-deyatelnosti-tssm
Приложение N 8
к Рекомендациям по проведению
аккредитации федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных
государственных учреждений, находящихся
в ведении Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии,
на техническую компетентность в области
поверки средств измерений
ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦСМ ИЛИ МНИИ
КОМИССИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПРИ ИХ АККРЕДИТАЦИИ
НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОВЕРКИ
СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ИЛИ ИНСПЕКЦИОННОМ КОНТРОЛЕ
Проверку состояния поверочной деятельности ЦСМ и МНИИ организует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при аккредитации указанных организаций на техническую компетентность в области поверки средств измерений или при инспекционном контроле за их деятельностью.
Проверка состояния поверочной деятельности проводится путем:
- анализа представляемой информации об оснащенности поверочных подразделений эталонами, иными средствами измерений и вспомогательным оборудованием, а также передвижных поверочных лабораториях, о состоянии лабораторных помещений, сведений об арендуемом оборудовании и помещениях, о кадровом составе, уровне его квалификации и опыте работы, об обеспеченности поверочных работ необходимой нормативной документацией, а также о результатах периодических собственных внутренних проверок системы обеспечения качества поверки, о количестве претензий к качеству поверки;
- проверки реального состояния эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования, передвижных поверочных лабораторий;
- проверки результатов проведения межлабораторных сличений эталонов (если они проводились), проверки соблюдения графиков поверки эталонов;
- проверки поверочной деятельности и оценки качества поверочных работ, включая анализ протоколов поверки;
- анализа актуализации нормативной документации по поверке средств измерений;
- проверки условий приема, хранения и выдачи поверяемых средств измерений;
- проверки организации работ по повышению квалификации кадров поверителей и их аттестации;
- анализа эффективности системы обеспечения качества выполнения поверочных работ.
Программа разработана на основании:
- "Рекомендаций по проведению аккредитации ЦСМ и МНИИ на техническую компетентность в области поверки средств измерений".
- проверки условий приема, хранения и выдачи поверяемых средств измерений;
- проверки организации работ по повышению квалификации кадров поверителей и их аттестации;
- анализа эффективности системы обеспечения качества выполнения поверочных работ.
Программа разработана на основании:
- "Рекомендаций по проведению аккредитации ФГУ ЦСМ и МНИИ на техническую компетентность в области поверки средств измерений";
- "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. N 72;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий".
Проверка состояния поверочной деятельности может включать в себя следующие процедуры:
1. Предварительное изучение представленной документации с целью выявления ее соответствия или несоответствия критериям аккредитации.
2. Контроль эффективности системы обеспечения качества выполнения поверочных работ.
3. Контроль состояния эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования.
4. Проведение проверки результатов межлабораторных сличений средств поверки, если инспектируемая организация участвовала в таких сличениях.
5. Контроль работы с кадрами поверителей.
6. Контроль состояния помещений поверочных лабораторий.
7. Оценка качества выполнения поверочных работ.
8. Контроль состояния и функционирования системы регистрации и хранения результатов поверки в рамках АИС "Метрконтроль".
КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
ФГУ ЦСМ или МНИИ направляют во ВНИИМС справку о поверочной деятельности на бумажном и электронном носителе, включающую в себя сведения о:
- количестве претензий по качеству поверки с данными об анализе причин неудовлетворительного качества поверки;
- количестве и формах проведения внутреннего контроля качества поверочных работ с приложением соответствующих документов и принятых корректирующих воздействиях.
Полученные сведения после обработки ВНИИМС предоставляет Управлению метрологии, Управлению государственного контроля и надзора и комиссии, назначенной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для проведения работ по продлению действия аттестата аккредитации или инспекционному контролю, включая внеочередной, аккредитованного на техническую компетентность в области поверки ФГУ ЦСМ и МНИИ.
При проведении проверки состояния поверочной деятельности комиссия проверяет:
- ведение документации по системе качества;
- осведомленность персонала о требованиях, изложенных в Руководстве по качеству;
- состояние поверочных помещений и их соответствие требованиям санитарных норм и нормативных документов по поверке средств измерений;
- обеспеченность нормативной документацией, организацию работ по ее актуализации и использованию;
- порядок приемки средств измерений в поверку, их хранения и выдачи.
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ РАБОЧИХ ЭТАЛОНОВ, ИНЫХ СРЕДСТВ
ИЗМЕРЕНИЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
При проведении проверки по месту расположения ФГУ ЦСМ или МНИИ комиссия проверяет:
- наличие и ведение регистрационных документов на рабочие эталоны, иные средства измерений и вспомогательное оборудование;
- наличие и соблюдение графиков технического обслуживания и поверки рабочих эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования;
- наличие плана обновления парка рабочих эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования;
- условия размещения и эксплуатации рабочих эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования;
- наличие договоров об условиях использования рабочих эталонов, иных средств измерений и вспомогательного оборудования, принадлежащих сторонним организациям.
ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРИЛАБОРАТОРНЫХ СЛИЧЕНИЙ СРЕДСТВ ПОВЕРКИ
Внутрилабораторные сличения организуются решением руководства органа ГМС (МНИИ). Их результаты рассматриваются как элемент внутренней проверки системы качества.
Проведение указанного мероприятия как формы контроля аккредитованных на техническую компетентность в области поверки ФГУ ЦСМ и МНИИ организуется с целью контроля погрешности измерений при поверке в соответствии с МИ 2236-92 или Руководства ИСО/МЭК 43 (часть 1 и часть 2).
КОНТРОЛЬ РАБОТЫ С КАДРАМИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ
В процессе контроля работы с кадрами поверителей проверяется:
- квалификация и опыт работы персонала;
- наличие графиков проведения обучения и повышения квалификации поверителей;
- наличие и исполнение графиков аттестации поверителей;
- наличие и правильность оформления документации по аттестации поверителей;
- наличие должностных инструкций.
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРОЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В процессе контроля состояния поверочных помещений проверяется:
- условия, обеспечиваемые в помещениях, где проводятся поверочные работы на соответствие требованиям НД, включая передвижные поверочные лаборатории и помещения, где размещены арендуемые средства поверки. При этом оценивается их соответствие санитарным нормам и требованиям нормативных документов по поверке, а также уровень защиты персонала и окружающей среды от воздействия вредных химических и физических факторов, если таковые имеются;
- обеспечение условий для приемки и хранения оборудования, принятого в поверку и прошедшего поверку;
- наличие условий для подготовки принятых в поверку приборов к поверке.
КОНТРОЛЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
В процессе контроля обеспеченности нормативной документацией проверяется полнота имеющегося комплекта документов, ведение работ по его актуализации, условия хранения документации и ее доступность для сотрудников поверочных лабораторий.
КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМКИ, ХРАНЕНИЯ И ВЫДАЧИ
ПОВЕРЯЕМЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, А ТАКЖЕ ХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ
ЭТАЛОНОВ, ИНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ, НЕ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
При контроле организации приемки, хранения и выдачи поверяемых средств измерений проверяется наличие описания данных видов работ в документации по системе качества, полнота и правильность описания работ, а также соответствие реальных условий приемки, хранения и выдачи тем, которые изложены в документации.
Условия хранения рабочих эталонов и вспомогательного оборудования должны быть оговорены в эксплуатационной документации или документации по системе качества, включая вопросы подготовки к хранению, собственно хранения и ввода в эксплуатацию после хранения и ремонта. Проверке подвергается как документация, так и соответствие реальных процедур требованиям документов.
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
РЕГИСТРАЦИИ И ХРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
В процессе контроля хранения результатов поверки проверяется наличие и полнота изложения порядка организации указанного вида работ в документации по системе качества, условия и сроки хранения документов, возможность доступа и условия поиска необходимой информации (при этом доступ должен быть ограничен, а поиск достаточно быстр и удобен).
При контроле состояния и функционирования автоматизированной системы регистрации и хранения результатов поверки и поверительных клейм проверяется:
- наличие документации, регламентирующей методы регистрации и хранения поверительных клейм, результатов поверки и работу с АИС "Метрконтроль";
- наличие в поверочных подразделениях журналов, реестров или иных форм регистрации поверочных работ;
- наличие и оснащенность рабочих мест, обеспечивающих работу с АИС "Метрконтроль";
- наличие подготовленного персонала по работе с АИС "Метрконтроль";
- организация хранения информации о результатах поверки и их доступность для поиска и анализа;
- наличие документов для регистрации получения и выдачи поверителям поверительных клейм;
- организация приема, хранения, выдачи и списания поверительных клейм, в том числе в виде наклеек.