Все — Приказы — Экспертиза градостроительной документации и проектов
Постановление Госстроя РФ от 29 октября 1993 г. N 18-41
"О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной
документации и проектов строительства в Российской Федерации"
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О государственной экспертизе
градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов
строительства" Госстрой России постановляет:
1. Утвердить подготовленный с участием заинтересованных министерств
и ведомств и согласованный с Минэкономики России, Минприроды России, Мин-
труда России Порядок проведения государственной экспертизы градостроите-
льной документации и проектов строительства в Российской Федерации согла-
сно приложению.
2. Органам государственной экспертизы при комплексном рассмотрении
проектов строительства в обязательном порядке осуществлять проверку их
соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по про-
ектированию и строительству объектов, выдаваемым органами государственно-
го надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании
места размещения объекта.
Проекты строительства, разработанные в соответствии с указанными
исходными данными, техническими условиями и требованиями, дополнительному
согласованию с организациями, их выдавшими, не подлежат, за исключением
случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации.
3. Установить, что заключение государственной экспертизы является
обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными и проект-
ными организациями. Органам Государственного архитектурно-строительного
надзора Российской Федерации не выдавать разрешения на производство стро-
ительно-монтажных работ без положительного заключения государственной
экологической экспертизы, государственной вневедомственной экспертизы или
заключения отраслевой экспертизы в случаях, определенных положениями о
разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Ро-
ссийской Федерации и Госстроем России.
4. Рекомендовать органам государственного управления республик в со-
ставе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, го-
родов Москвы и Санкт-Петербурга пересмотреть действующие на соответствую-
щих территориях регламенты по экспертизе и утверждению проектной докумен-
тации применительно к указанному "Порядку проведения государственной экс-
пертизы градостроительной документации и проектов строительства в Россий-
ской Федерации" с учетом региональных особенностей и условий.
Министерствам и ведомствам Российской Федерации привести в соот-
ветствие с указанным Порядком отраслевые регламенты по вопросам эксперти-
зы и утверждения проектной документации.
5. Признать утратившим силу постановление Госкомархстроя РСФСР от 5
апреля 1991 г. N 81 "О порядке экспертизы и утверждения технико-экономи-
ческих обоснований и проектов на строительство предприятий, зданий и соо-
ружений на территории РСФСР".
Председатель Комитета Е.В.Басин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 1993 г.
Регистрационный N 388
Порядок
проведения государственной экспертизы градостроительной документации и
проектов строительства в Российской Федерации
(утв. постановлением Госстроя РФ от 29 октября 1993 г. N 18-41)
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Ро-
ссийской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 градостроительная документа-
ция, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, рекон-
струкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и
сооружений*) в Российской Федерации независимо от источников финансирова-
ния, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат госу-
дарственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомстве-
нной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по воп-
росам архитектуры и строительства (Главгосэкспертизе России), организаци-
ях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе
Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах
Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях минис-
терств и ведомств и других специально уполномоченных на то государствен-
ных органах.
Настоящий Порядок регламентирует проведение государственной экспер-
тизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской
Федерации.
Градостроительная документация и проекты строительства утверждаются
при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз,
а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а
также согласований органов государственного надзора и ГКЧС России.
Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе,
является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На осно-
вании утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства, как прави-
ло, проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда,
открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая доку-
ментация.
Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природ-
ных условиях строительства, а также по заключению государственной экспер-
тизы по рассмотренному ТЭО строительства осуществляется дополнительная
детальная разработка проектных решений по отдельным разделам, зданиям и
сооружениям, входящим в состав объекта.
Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и утверждение
проектно-сметной документации устанавливается строительными нормами и
правилами Российской Федерации по порядку разработки, согласования и
составу проектно-сметной документации на строительство предприятий, зда-
ний и сооружений.
I. Градостроительная документация и проекты строительства подлежат
экспертизе в следующем порядке
1. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осущест-
вляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохо-
зяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов),
определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России.
Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует
рассмотрение указанных ТЭО с участием Главгосэкспертизы России и Главного
управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.
2. Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:
2.1. Градостроительной документации:
схем районной планировки административно-территориальных образова-
ний, в которых решаются вопросы федерального значения;
генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500
тыс.человек и более, исторических и курортных городов и городов-новостро-
ек.
По указанной документации Главгосэкспертиза России проводит комп-
лексную экспертизу и подготавливает сводное экспертное заключение в уче-
том заключений (или с участием) местных архитектурных органов, органов
государственной экологической экспертизы, заинтересованных министерств,
ведомств и организаций, а также результатов общественного обсуждения;
схем расселения, природопользования и территориальной организации
производительных сил крупных географических регионов и национально-госу-
дарственных образований;
территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования
зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значе-
ния.
Данная документация рассматривается Главгосэкспертизой России в
части вопросов, находящихся в ведении Госстроя России.
2.2. Проектов строительства:
объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложе-
ний, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и
внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного креди-
та, согласно перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с соот-
ветствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии
Российской Федерации;
объектов совместного с другими государствами пользования и с привле-
чением инофирм при финансировании строительства этих объектов из респуб-
ликанского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и госу-
дарственного кредита;
экспериментальных и базовых проектов и проектов массового примене-
ния, разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;
потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню,
устанавливаемому Госстроем России совместно с ГКЧС России, Минприроды
России и с соответствующими органами государственного надзора, а также
объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской
Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений,
видов собственности и принадлежности этих объектов.
Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов
строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом
заключений государственной экологической экспертизы и государственной
экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспер-
тизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения
по объектам, имеющим важное народнохозяйственное, градостроительное и со-
циальное значение.
2.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за
качеством градостроительной документации и проектов строительства, разра-
батываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источни-
ков финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлеж-
ности объектов.
При необходимости Главгосэкспертиза России подготавливает предложе-
ния по решению спорных вопросов при рассмотрении градостроительной доку-
ментации и проектов строительства.
3. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу:
3.1. Градостроительной документации, кроме указанной в пункте 2.1.
3.2. Проектов строительства:
объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых
из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербур-
га;
объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо
от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и
принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республи-
канских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных
требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с уче-
том долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключе-
нием проектов строительства, указанных в пункте 2.2).
Территориальные организации государственной вневедомственной экспер-
тизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавли-
вают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов
государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмот-
рения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объ-
ектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соот-
ветствующей территории.
3.3. Организации государственной вневедомственной экспертизы осу-
ществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соо-
тветствующей территории независимо от источников финансирования капиталь-
ных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают
участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами
управления.
4. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспер-
тизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в
соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между
министерствами, ведомствами Российской Федерации и Госстроем России и
подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соот-
ветствующих территориальных организаций государственной вневедомственной
экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
II. Утверждение градостроительной документации и проектов
строительства осуществляется в следующем порядке
1. Градостроительная документация утверждается государственными ор-
ганами представительной и исполнительной власти в соответствии с их ком-
петенцией, определенной законодательством Российской Федерации.
2. Проекты строительства утверждаются в соответствии в постановлени-
ем Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993
г. N 585:
проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капи-
тальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской
Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке, устанавливаемом
этим Комитетом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
положениями о разграничении функций по этому вопросу;
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений,
финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, утверждаются соответствующими органами государственного
управления или в устанавливаемом ими порядке;
проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансо-
вых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностра-
нных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).
Согласовано
Заместитель министра Минтруда России В.В.Калашников
26 октября 1993 г.
Заместитель Министра Минэкономики России Б.А.Фурманов
27 октября 1993 г.
Первый заместитель министра Минприроды
России А.Ф.Порядин
28 октября 1993 г.
--------------------------------------
*) Технико-экономические обоснования и проекты на строительство,
реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зда-
ний и сооружений в дальнейшем именуется - проекты строительства.