МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12
Основные положения ценообразования и сметного нормирования
в строительстве в условиях развития рыночных отношений
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и
сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных
(неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15
лет) оптовых цен, тарифах и других элементах стоимости на
применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала
(хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования,
была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в
строительстве в период между их реформированием и не требовала
уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых
факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных
министерств (ведомств), а последними - по подведомственным
строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения
сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных
показателей работы непосредственных производителей строительной
продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для
рыночной экономики.
Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений
в экономической системе и ценовой политике, введение в действие
нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "ОБ
инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым
основным правовым документом, регламентирующим
производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов
инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют
необходимость внесения принципиальных изменений в систему
ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные
направления и задачи перестройки действующей системы ценообразования
и сметного нормирования в строительстве, осуществляемой при
координации и под методическим руководством Госстроя России.
Концепция предназначена для ориентировки всех участников
инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы,
направленных на обеспечение методологического единства при
определении сметной стоимости строительства, осуществляемого на
территории Российской Федерации, и при формировании свободных
(договорных) цен на строительную продукцию. Концепция отражает
особенности ценообразования строительной продукции в переходный
период возникновения и развития рыночных отношений в
строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции
ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие
капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений,
независимо от их форм собственности и принадлежности.
Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и
предусматривает дальнейшую разработку соответствующих
методических документов, более дательно раскрывающих изменения,
вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в
строительстве.
1. Общие положения
1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в
строительстве является составной частью общей ценовой политики
Российской Федерации, органически вписывающейся в общую
экономическую политику государства.
Основными задачами новой системы ценообразования и сметного
нормирования в строительстве являются:
формирование свободных (договорных) цен на строительную
продукцию, их экономическая оптимизация и государственное
регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и
укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности
субъектов инвестиционной деятельности;
определение стоимости строительства на разных этапах
инвестиционного цикла.
При определении стоимости строительства необходимо
обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без
жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
возможность выбора наиболее рационального способа исчисления
величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат,
сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры
цен на рынке строительных материалов;
соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного
процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым
решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на
строительную продукцию;
рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью
учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства
путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных
методических документах;
возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы,
на основе которой производится расчет затрат.
1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и
проектно-сметной документации на строительство рекомендуется
руководствоваться действующими положениями по составу, порядку
разработки, согласования и утверждения указанной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом
дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в
виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии)
проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде
технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта,
рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать
за основу для формирования свободной (договорной) цены на
строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии
разработки документации для строительства.
1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики
Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос
и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой
политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы
применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком),
так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение
таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом
выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных
пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.
1.4. Основным методом экономической оптимизации цены
строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для
федеральных государственных нужд является обязательным и
производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах
в Российской Федерации.
При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных)
цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения
только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои
предложения необходимыми расчетными материалами.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных
цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в
порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской
Федерации.
1.5. Государственное воздействие на формирование цен в
строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами
регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это
предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка
отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов,
изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы - это
установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и
предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в
строительстве, особенно на местные материалы. Государственное
регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами
управления республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга,и, в
первую очередь, на продукцию предприятий и организаций-монополистов,
занимающих доминирующее положение на региональном рынке.
2. Система определения стоимости строительства
Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости
строительства в процессе подготовки предложения по свободным
(договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется
составлять:
при разработке предпроектной или проектно-сметной документации
по заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ
ИЗДЕРЖЕК);
при подготовке к заключению договора подряда на капитальное
строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией
на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной
документации - РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА)
ПОДРЯДЧИКА.
2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика
могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный,
ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на
основе банка данных о стоимости ранее построенных или
запроектированных объектов-аналогов и др.
Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в
каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей
экономической ситуации.
Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных)
ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для
реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе
выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах,
изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в
процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их
доставки на место строительства, расхода энергоносителей на
технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их
состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из
состава проектных материалов, различных нормативных и других
источников.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с
системой индекса цен на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и
прогнозных цен по отношению к стоимости, определенной в базисном
уровне или в текущем уровне предшествующего периода.
Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости,
исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами
дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на
потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические,
энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с
уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от
реальных изменений цен и тарифов.
Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных
или запроектированных объектов - это использование стоимостных
данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный
момент.
2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный
период не претерпевает существенных изменений и соответствует
действующим структуре капитальных вложений и системе статистической
и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно объединение
стоимости строительных и монтажных работ в единую графу "Стоимость
работ", а "Стоимость оборудования" и "Прочие затраты" целесообразно
пока оставить без изменения. Стоимость строительных и монтажных
работ состоит из прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли
(плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат.
В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение
указанной структуры: из раздела "строительные и монтажные работы" в
раздел "оборудование" перенести стоимости технологических
трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок
и передаточных устройств, пусконаладочные работы и комплексное
опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой
всей СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ.
2.4. В переходный период для определения стоимости
строительства в составе сметных документов рекомендуется
использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную базу),
введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых
подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли
(плановых накоплений) и прочих затрат.
В новых условиях при определении сумм по накладных расходам
имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм,
рассчитанных в целом для конкретной строительной организации либо с
помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ
или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по ранее
установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам.
При этом допускается использование различных базисов для исчисления:
или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты
труда рабочих-строителей и механизаторов.
Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из
индивидуального размера для конкретной организации или
рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически
уточняется и может исчисляться как от фонды оплаты труда, так и от
сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с
инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием
производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за
счет средств, предусмотренных в главе "Прочие работы и затраты"
сводных сметных расчетов соответствующих строек.
Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных
видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и
подрядной организацией.
Система сметных нормативов является составной частью общей
системы нормативных документов в строительстве, в которую входят
строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и
руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные
нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном
уровнях. Кроме того, допускается применение собственной нормативной
базы пользователя.
В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая
нормативная база для отрасли "Строительство", в полной мере
отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять
сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по
этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов, как
элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной
структурой.
2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора
рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ, определяемом с помощью
действующих сметных норм и цен;
в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ, определяемых на основе цен,
сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду
осуществления строительства.
2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может
определяться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ ИНДЕКСОВ
(коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической
структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной
продукции. Индексы могут получаться в результате анализа данных о
стоимости имеющихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков
статистических наблюдений или устанавливаться органами,
осуществляющими государственное регулирование цен в соответствующих
регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять
как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость
потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов,
трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы,
сметная прибыль и др.).
При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в
предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования,
рекомендуется использовать различные укрупненные показатели
стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и
прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной
стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных
объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом
путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора
ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об
индексах цен на отдельные ресурсы.
Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации
заказчика носит предварительный характер и используется при принятии
решения о целесообразности данного строительства.
Окончательная цена стройки определяется соглашением между
заказчикам и подрядчиком.
В случае формирования свободных (договорных) цен на
строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по
усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость
строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не
сообщается.
Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется,
исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке,
устанавливаемом Роскомцен для продукции
производственно-технического назначения. При этом в составе
стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на
строительство, учитываются затраты по его приобретению,
транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость
импортного оборудования определяется, исходя из его фактурной
стоимости, указанной в счет поставщика ( с учетом всех расходов по
закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по
коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением
таможенных пошлин и налога на импорт.
2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства)
подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования
для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию,
составляются в текущем (прогнозном) уровне с использованием
согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах,
содержащихся в документе инвестора. При этом учитываются
экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной
организации.
3. Порядок формирования свободных (договорных) цен
на строительную продукцию
3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости,
определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы)
и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную
продукцию. Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в
соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства,
или ТВЕРДЫМИ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ), реальное применение которых будет
возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной)
цены на строительство является обязанностью стороны, которой
поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью.
Как правило, это подрядчик.
При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена
стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления
предложения, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не
проводятся, - на основании согласования ее между заказчиком и
генподрядчиком.
В результате совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ
СОГЛАСОВАНИЯ (ВЕДОМОСТЬ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ на
строительство, который (ая) является неотъемлемой частью договора
подряда.
3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию
рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по
объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по
пусковым комплексам.
3.4. После установления свободной (договорной) цены на
строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого
оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости
строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и
другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в
качестве документации, определяющей общий размер средств,
необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом
может уточняться и базисная стоимость строительства, которая должна
быть единой для заказчика и подрядчика.
4. Организация региональных центров по ценообразованию
в строительстве
4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы
определения стоимости строительства обеспечивается созданием
ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА и только при соответствующей организации
региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует
создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации,
краях, областях, Москве и Санкт-Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО
ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых
являются:
систематическая регистрация реального уровня текущих цен на
производственные ресурсы;
расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную
продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;
сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в
эксплуатацию и запроектированных объектов;
разработка региональных сметных нормативов и укрупненных
стоимостных показателей;
обработка указанной информации с изданием соответствующих
бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования
участниками инвестиционного процесса.
4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой
разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной
власти и при методической поддержке Госстроя России, который в
соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет
совместно с другими федеральными органами управления народным
хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой
политики в капитальном строительстве.