Государственный комитет по использованию атомной
энергии СССР
Государственная инспекция по ядерной безопасности СССР
(Госатомнадзор СССР)
Утверждены
Главным государственным
инспектором СССР
по ядерной безопасности
Н.И. Козловым
14 сентября 1977 г.
ПРАВИЛА
ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА
(ПБЯ-06-08-77)
Москва 1978
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 3
2. Основные понятия и определения 4
3. Классификация упаковок 7
4. Основные требования по обеспечению ядерной безопасности при
проектировании и эксплуатации транспортных упаковок 7
4.1. Общие требования 7
4.2. Дополнительные требования к упаковкам класса I 9
4.3. Дополнительные требования к упаковкам класса II 10
4.4. Дополнительные требования к упаковкам класса III 10
5. Требования к условиям транспортирования 11
6. Требования, предъявляемые к базам перевалки 12
7. Требования по оценке ядерной безопасности при испытаниях
упаковочных комплектов 12
8. Требования к технической документации на конструкцию
упаковок в части обеспечения ядерной безопасности 12
9. Приложение 15
1. Общие положения
1.1. Цель данных “Правил” - установить требования и нормы ядерной безопасности, направленные на исключение возможности возникновения самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР), при транспортировании отработавшего ядерного топлива, содержащего делящиеся материалы.
1.2. Настоящие “Правила” распространяются на транспортирование отработавшего ядерного топлива железнодорожным, автомобильным и водяным транспортом, включая погрузку, разгрузку, перевалку и промежуточное хранение на базах перевалки.
Требования настоящих “Правил” должны учитываться при проектировании, изготовлении и испытании транспортных упаковочных комплектов, средств транспортирования и баз перевалки.
1.3. Настоящие “Правила” не распространяются:
- на внутренние перевозки отработавшего ядерного топлива на предприятиях, где оно получается, используется и перерабатывается;
- на перевозку растворов и твердых отходов, содержащих отработавшее ядерное топливо;
- на перевозки <<свежего>> ядерного топлива и отработавшего ядерного топлива критстендов.
Перечисленные перевозки и транспортные операции производятся по специальным правилам обеспечения ядерной безопасности.
1.4. “Правила” не накладывают ограничений по ядерной безопасности при транспортировании:
- отдельной упаковки (см. п. 2.6) или группы упаковок, если суммарное содержание делящихся нуклидов в них не превышает 300 г;
- отработавшего ядерного топлива, содержащего только природный или обедненный уран, облученный в тепловых реакторах;
- упаковок, в каждой из которых содержится не более 1 кг плутония, из которого не более чем 20% по массе может состоять из плутония-239, плутония-241 или смеси этих нуклидов, и не содержится других делящихся материалов.
1.5. “Правила” разработаны с учетом требований и с использованием терминологии:
- “Правил безопасной перевозки радиоактивных веществ” (МАГАТЭ - 1973);
- “Справочного материала по применению правил МАГАТЭ по безопасной перевозке, радиоактивных веществ” (МАГАТЭ - 1974);
- “Правил ядерной безопасности атомных электростанций” (ПБЯ-04-74);
- ГОСТ 20942-75. Реакторы ядерные. Составные части. Термины и определения;
- ГОСТ 19541-74. Средства транспортирования отработавших тепловыделяющих элементов ядерных реакторов;
- ГОСТ 20.39.309-77. Комплекты упаковочные транспортные для отработавших тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. Общие технические требования.
1.6. “Правила” не включают требований обеспечения радиационной безопасности при транспортировании, так как эти требования регламентируются специальными документами. Однако особенности конструкции упаковочного комплекта, обусловленные требованиями радиационной безопасности, следует учитывать при анализе ядерной безопасности упаковки.
1.7. Предприятия и учреждения, осуществляющие транспортирование отработавшего ядерного топлива, в соответствии с настоящими “Правилами” разрабатывают инструкции по обеспечению ядерной безопасности для работ, связанных с транспортированием, с учетом конкретных условий. Инструкции утверждаются руководством предприятий и учреждений.
1.8. Ответственность и контроль за выполнением требований настоящих “Правил” возлагается на руководство учреждений, предприятий, ведомств и министерств, осуществляющих проектирование транспортных упаковочных комплектов, средств транспортирования и баз перевалки, транспортирование отработавшего ядерного топлива и его временное хранение на базах перевалки. Периодическую проверку выполнения настоящих “Правил” указанными организациями осуществляет Госатомнадзор СССР.
1.9. Лица, виновные в нарушении настоящих “Правил”, привлекаются к административной или судебной ответственности в соответствии с действующим Законодательством.
2. Основные понятия и определения
2.1. “Отработавшее ядерное топливо” - отдельные тепловыделяющие элементы (твэлы) или изделия с тепловыделяющими элементами (сборки твэлов, активные зоны в сборе), извлеченные из реактора после их облучения. Терминология составных частей ядерных реакторов употребляется в соответствии с ГОСТ 20942-75.
2.2. Делящийся материал - материал, содержащий делящиеся нуклиды.
2.3. Делящиеся нуклиды - нуклиды, при работе с которыми может возникнуть СЦР.
2.4. Самоподдерживающаяся цепная реакция (СЦР) - процесс деления атомных ядер тяжелых элементов, при котором число нейтронов, рождающихся в процессе деления в единицу .времени, равно или больше числа нейтронов, убывающих за счет поглощения ядрами атомов и утечки из системы, т.е. эффективный коэффициент размножения нейтронов в системе (Кэф), равный отношению этих чисел нейтронов, больше или равен единице.
СЦР не возникает, если хотя бы один из параметров, определяющих критическое состояние системы, не достигает критического значения.
2.5. Транспортный упаковочный комплект - совокупность компонентов и устройств, необходимых для обеспечения безопасного транспортирования.
В состав транспортного упаковочного комплекта могут входить следующие элементы:
- пенал для размещения отработавшей сборки твэлов, препятствующий распространен, радиоактивных веществ;
- чехол для размещения отработавших сборок герметичных твэлов или пеналов, обеспечивающий заданное расположение сборок твэлов в транспортном упаковочном комплекте;
- контейнер для размещения пеналов, чехлов, отработавших сборок или отработавших зон в сборе, обеспечивающий биологическую, защиту и предотвращающий попадание отработавшего ядерного топлива из упаковки во внешнюю среду как при нормальных условиях перевозки, так и в случае аварии;
- устройство для охлаждения, тепловая изоляция, защита от механических повреждений и т. д.
Терминология составных частей транспортных упаковочных комплектов употребляется в соответствии с ГОСТ 19541-74.
2.6. Упаковка - транспортный упаковочный комплект с находящимся в нем отработавшим ядерным топливом, подготовленный для транспортирования.
2.7. Поврежденная упаковка - упаковка, состояние которой устанавливается по результатам моделирования повреждений в соответствии с пунктом 4.1.5.
2.8. Неповрежденная упаковка - упаковка в таком состоянии, в котором она должна представляться для перевозки.
2.9. База перевалки - комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для перегрузки транспортных контейнеров для отработавшего ядерного топлива с транспорта одного вида на другой и их промежуточного хранения.
2.10. Допустимое число упаковок в группе - максимальное число упаковок, которые могут быть сгруппированы в одном месте в процессе транспортирования или промежуточного хранения.
2.11. Транспортный индекс - обобщенная характеристика ядерной и радиационной опасности упаковки. Он определяет возможность транспортирования упаковок группами.
Транспортный индекс упаковки численно равен (с округлением до 0,1).
2.11.1. Максимальному уровню излучения в мбэр/ч на расстоянии 1 м от внешней поверхности упаковки.
2.11.2. Наибольшему из следующих чисел: максимальному уровню излучения, указанному в п. 2.11.1, или частному от деления 50 на допустимое число упаковок в группе - для упаковок класса II.
2.11.3. Числу 50 - для упаковок класса III.
2.12. Критический параметр - наименьшее значение параметра конкретной системы, содержащей вещества, при достижении которого возникает СЦР.
В качестве критических параметров при анализе ядерной безопасности конкретной системы могут использоваться:
- критическая масса системы - (Мкр);
- критический обьем системы - (Vкр);
- критический диаметр (для систем, имеющих форму цилиндра) - (Дкр);
- критическая толщина слоя (для систем, имеющих форму пластины) - ( кр);
- критическое число упаковок в группе - (кр).
2.13. Минимальный. критический параметр - значение соответствующего параметра конкретной системы, ниже которого СЦР невозможна при всех изменениях, которые могут произойти в данной конкретной системе при любых предвидимых условиях.
В качестве минимальных критических параметров могут использоваться:
- минимальная критическая масса системы - М( кр мин);
- минимальный критический объем системы - (Vкр мин);
- минимальный критический диаметр - (Дкр мин);
- минимальная критическая толщина слоя - (кр мин) .
2.14. Допустимый параметр - значение параметра, которое в К раз (см. п. 2.17) меньше соответствующего критического параметра конкретной системы.
В качестве допустимых параметров могут использоваться;
- допустимая масса - (Мд);
- допустимый объем - (Vд);
- допустимый диаметр - (Дд);
- допустимая толщина слоя ( д);
- допустимое число упаковок в группе - (д).
2.15. Безопасный параметр - значение параметра, которое в К раз (см. п. 2.17) меньше соответствующего минимального критического параметра конкретной системы.
В качестве безопасных параметров могут использоваться:
- безопасная масса - (Мб);
- безопасный объем - (Vб);
- безопасный диаметр - (Дб);
- безопасная толщина слоя - ( б).
2.16. Конкретная система - система, характеризующаяся определенным составом и пространственным расположением делящихся и неделящихся материалов.
2.17. Для отдельной упаковки или группы упаковок с отработавшим ядерным топливом устанавливаются следующие коэффициенты запаса (К) для параметров, оговоренных в пунктах 2.14, 2.15:
Параметр | Коэффициент запаса, К |
Допустимая масса | 1,25 |
Безопасная масса | 1,25 |
Допустимый объем | 1,10 |
Безопасный объем | 1,10 |
Допустимый диаметр | 1,10 |
Безопасный диаметр | 1,10 |
Допустимая толщина слоя | 1,10 |
Безопасная толщина слоя | 1,10 |
3. Классификация упаковок
Упаковки с делящимися материалами с точки зрения ядерной безопасности классифицируются следующим образом:
3.1. Упаковки класса I: упаковки, которые являются ядерно-безопасными в любом количестве и при любом размещении в предвидимых условиях транспортирования.
3.2. Упаковки класса II: упаковки, которые являются ядерно-безопасными при ограниченном числе упаковок и произвольном размещении в предвидимых условиях транспортирования.
3.3. Упаковки класса III: упаковки, которые являются ядерно-безопаcными при всех предвидимых условиях транспортирования в результате особых мер предосторожности или в результате специальных административных мер контроля, установленных при транспортировании.
4. Основные требования по обеспечению ядерной безопасности при проектировании и эксплуатации транспортных упаковок
4.1. Общие требования.
4.1.1. Отработавшее ядерное топливо должно транспортироваться таким образом, чтобы при всех изменениях в отдельной упаковке или группе упаковок, которые могут произойти как при нормальных условиях перевозки, там и в любых предвидимых аварийных ситуациях, было исключено достижение критического состояния упаковки.
Такими изменениями могут быть:
- проникновение воды в упаковку или потеря воды из упаковки;
- сокращение расстояний между упаковками или между их содержимым;
- возможная перегруппировка содержимого в более реактивные системы;
- попадание упаковок в воду или снег;
- потеря эффективности вмонтированных в упаковку поглотителей или замедлителей нейтронов;
- возможное увеличение реактивности в результате изменения температуры содержимого упаковки.
4.1.2. Ядерная безопасность при транспортировании отработавшего топлива должна обеспечиваться конструкцией упаковок и контролем ее состояния в ходе зксплуатации.
4.1.3. При разработке конструкций упаковочных комплектов, как правило, должны выполняться требования, предъявляемые к упаковкам класса I и II (см. раздел 4.2 и 4.3 настоящих “Правил”).
4.1.4. Ядерная безопасность упаковки должна быть доказана с помощью определения возможных повреждений упаковки в условиях, моделирующих предвидимые условия при транспортировании отработавшего топлива, что в дальнейшем, для краткости, называется “моделированием повреждений”.
Результаты моделирования повреждений используются для определения критических параметров упаковки при нормальных условиях транспортирования и в аварийных случаях и проверки достаточности коэффициентов запаса подкритичности.
П р и м е ч а н и е. Допустимость дальнейшей эксплуатации существующих и разрабатываемых до введения настоящих “Правил” упаковочных комплектов согласовывается с Госатомнадзором СССР после представления эксплуатирующими и проектными организациями соответствующих обоснований обеспечения ядерной безопасности.
4.1.5. Моделирование повреждений упаковки может быть произведено одним из следующих методов:
4.1.5.1. Расчетами, если имеются надежные методы расчета повреждений конкретной упаковки (математическое моделирование) .
4.1.5.2. Проведением испытаний в объеме и последовательности, рекомендуемой правилами МАГАТЭ, на моделях или натурных образцах упаковок.
4.1.6. Результаты моделирования - повреждений упаковки могут быть использованы для анализа повреждений этого упаковочного комплекта также с другим содержимым.
4.1.7. Чтобы ядерная безопасность транспортирования отработавшего ядерного топлива обеспечивалась с достаточным запасом (см. п. 2.17), для каждой отдельной упаковки должно выполняться одно из следующих ограничений:
4.1.7.1. Масса делящихся материалов в упаковке не должна превышать допустимой, т. е. 80% критической массы системы как при нормальных условиях, так и в аварийных случаях.
4.1.7.2. Эффективный коэффициент размножения нейтронов в упаковке не должен превышать 0,95 как при нормальных условиях, так и в аварийных случаях при транспортировании.
4.1.8. При использовании для анализа ядерной безопасности упаковок расчетных или экспериментальных данных по критическим параметрам и результатов моделирования повреждений следует оценивать возможные погрешности используемых данных и вносить соответствующие поправки для надежного обеспечения безопасности.
4.1.9. При рассмотрении вопросов ядерной безопасности, как правило, должна учитываться глубина выгорания отработавшего ядерного топлива. При отсутствии данных о глубине выгорания ядерное топливо должно рассматриваться как необлученное, если его реактивность при выгорании уменьшается, или как облученное до наибольшей реактивности, если реактивность при выгорании растет.
4.1.10. Конструкция упаковочного комплекта должна исключать возможность расплавления топлива.
Общее количество делящегося материала в упаковке не должно превышать критической массы для расплавленного топлива, если не будут представлены доказательства, что расплавление произойти не может.
4.1.11. Ядерная безопасность отдельной поврежденной упаковки должна рассматриваться при предположениях:
- наиболее реактивной конфигурации отработавшего ядерного топлива;
- оптимального размещения замедляющих и отражающих материалов;
- возможного поступления воды в упаковку;
- возможного изменения физических и химических характеристик.
Все указанные предположения рассматриваются в соответствии с результатами повреждения упаковок, полученными в процессе моделирования повреждений с учетом упругих деформаций.
4.1.12. Если в целях ядерной безопасности упаковочный комплект включает в себя поглотители нейтронов, то его конструкция должна обеспечивать возможность проверки наличия, качества и распределения таких поглотителей.
4.1.13. При конструировании упаковочных комплектов рекомендуется:
- не использовать для обеспечения безопасности жидких поглотителей нейтронов;
- когда это целесообразно, проектировать упаковку с геометрически безопасными размерами.
4.2. Дополнительные требования, ядерной безопасности к упаковкам класса I.
4.2.1. Для упаковок класса I ядерная безопасность транспортирования должна полностью обеспечиваться конструкцией упаковочного комплекта.
4.2.2. Конструкцией упаковки должно быть обеспечено и моделированием подтверждено, что при нормальных условиях транспортирования и в аварийных ситуациях:
4.2.2.1. Вода не проникает в упаковку, если наличие воды не предполагалось по условиям эксплуатации или если возможность проникновения воды в таком количестве, которое приводит к наибольшей реактивности, не предусматривалась при анализе обеспечения ядерной безопасности.
4.2.2.2. Конфигурация содержимого и геометрия упаковочного комплекта не изменится (с учетом упругих деформаций) настолько, что эффективный коэффициент размножения нейтронов превысит 0,95 или количество делящихся веществ в упаковке окажется превышающим 80% критической массы системы, подобной деформированной упаковке.
4.2.2.3. Группа неповрежденных упаковок одинаковой конструкции останется в подкритическом состоянии при любом количестве упаковок и при любом их расположении.
4.2.2.4. Группа, состоящая из 250 поврежденных упаковок одинаковой конструкции, останется в подкритическом состоянии при произвольном размещении и при окружении со всех сторон на минимальном расстоянии отражателем из воды. Наличие водородсодержащего замедлителя между упаковками и попадание воды в упаковку должно учитываться, если это вызывает увеличение реактивности системы.
4.2.3. Если по требованию радиационной безопасности толщина стенки транспортного контейнера больше или равна 150 мм, то такие упаковки являются изолированными в смысле нейтронного взаимодействия и при выполнении пунктов 4.2.2.1 и 4.2.2.2 упаковки относятся к классу I.
4.3. Дополнительные требования ядерной безопасности к упаковкам класса II.
4.3.1. Для упаковок класса II необходимым дополнением к мерам безопасности, заложенным в конструкцию упаковок, является ограничение количества упаковок, которые допускается сгруппировать в одном месте.
4.3.2. Конструкция упаковки класса II должна удовлетворять дополнительным требованиям, изложенным в п. 4.2.2.1. и п. 4.2.2.2.
4.3.3. Для каждой конструкции упаковки класса II допустимое количество упаковок в группе, размещаемых при транспортировании произвольно, устанавливается в результате расчета или эксперимента по наименьшему из чисел: 1/5 критического числа неповрежденных упаковок или 1/2 критического числа поврежденных упаковок, окруженных со всех сторон на минимальном расстоянии отражателем из воды.
Наличие водородсодержащего замедлителя между упаковками и попадание воды в упаковку должно учитываться в соответствии с результатами моделирования, если это вызывает увеличение реактивности системы.
4.4. Дополнительные требования ядерной безопасности к упаковкам класса III.
4.4.1. К упаковкам класса III относятся упаковки, конструкции которых не в полном объеме соответствуют требованиям, изложенным в пункте 4.3.
4.4.2. Для упаковок класса III необходимым дополнением к мерам безопасности, заложенным в конструкции упаковок, являются особые меры предосторожности и контроля, предотврашающие опасные повреждения упаковок при всех предвидимых условиях транспортирования.
4.4.3. Конструкция упаковок класса III в сочетании с особыми мерами предосторожности при транспортировании должна обеспечивать выполнение общих требований ядерной безопасности, изложенных в п. 4.1.1.
Особые меры предосторожности должны устанавливаться конкретно для каждой конструкции упаковки класса III на основании анализа отклонений этой конструкции от требований, предъявляемых к упаковкам классов I и II. В числе таких мер могут предусматриваться технические мероприятия, предотвращающие недопустимые повреждения упаковки, административные мероприятия, направленные на создание особых условий транспортирования, исключающих аварийные ситуации и мероприятия по оперативному контролю состояния упаковки и ее составных частей перед загрузкой и при транспортировании.
5. Требования к условиям транспортирования
5.1. Количество упаковок на любом сухопутном транспортном средстве или речном судне ограничивается тем, что сумма транспортных индексов упаковок не должна превышать 50.
5.2. Для морских судов количество упаковок с отработавшим ядерным топливом должно ограничиваться тем, что общая сумма транспортных индексов в любом трюме не должна превышать 50, а общая сумма на борту одного судна не должна превышать 200.
5.3. Если для морских судов общая сумма транспортных индексов упаковок в группе не превышает 50 и расстояние между каждой из этих групп не менее 6 метров, то общая сумма транспортных индексов упаковок в любом трюме не должна превышать 200 без ограничений общей суммы на борту одного судна.
5.4. Когда весь трюм, или палуба, или все судно заказано или зафрахтовано для полного использования одним грузоотправителем, т. е. при транспортировании полным грузом, ограничения, указанные в пунктах 5.1, 5.2 и 5.3, не распространяются, если количество упаковок класса II и III с делящимиcя веществами не превышает допустимого количества.
5.5. Допустимые загрузки судов других классов устанавливаются по согласованию с Госатомнадзором СССР.
5.6. Упаковочные комплекты с отработавшим ядерным топливом должны быть надежно закреплены, чтобы избежать опрокидывания и перемещения упаковок при поворотах, толчках, торможении и качке.
5.7. Для упаковок, предусматривающих наличие поглотителей нейтронов, перед загрузкой необходимо убедиться в наличии и правильности расположения поглотителей.
5.8. Если в процесс транспортирования произошла авария, связанная с повреждением упаковок, то дальнейшее транспортирование их после ликвидации аварии должно выполняться как для упаковок класса III.
6. Требования, предъявляемые к базам перевалки
6.1. Количество упаковок с отработавшими ядерным топливом, находящихся в хранилище базы перевалки, не ограничивается, если толщина стенки защитного контейнера не менее 150 мм. В противном случае общая сумма транспортных индексов упаковок в группе не должна превышать 50, а расстояние между группами должно быть не менее 6 метров.
6.2. При перегрузках и хранении упаковок класса III должны выполняться предусмотренные в соответствии с п. 4.4.3 меры обеспечения безопасности.
7. Требования по оценке ядерной безопасности при испытаниях упаковочных комплектов
7.1. При проведении моделирования повреждений с помощью испытаний на моделях и натурных образцах упаковочных комплектов должны быть получены все данные, необходимые для расчетов критических параметров упаковок в критических условиях.
Исходными данными для расчетов является следующая информация об упаковках:
7.1.1. При испытаниях на механическую прочность и герметичность упаковки - данные о возможности потери содержимого упаковки и поглотителей, о целостности твэлов, поглотителей, конструкционных материалов, о величине изменений геометрических размеров системы, о размерах временных деформаций (сближении, искривлении и т. д.), например, в момент удара.
7.1.2. При испытаниях, имитирующих условия пожара - данные об изменениях, происходящих с поглотителями, твэлами и конструкционными материалами (целостность, расплавление, изменение геометрии).
7.1.3. При испытаниях на погружение упаковки в воду - количество воды, попавшей внутрь упаковки.
7.2. При проведении натурных испытаний упаковок содержимое, предназначенное для испытаний, должно возможно точнее моделировать транспортируемое топливо.
7.3. При проведении испытаний на масштабных моделях или опытных образцах они должны обладать всеми свойствами, характерными для натурного образца.
8. Требования к технической документации на конструкцию упаковок в части обеспечения ядерной безопасности
8.1. Вопросы ядерной безопасности должны рассматриваться на всех стадиях разработки, создания и эксплуатации упаковки.
8.2. В технических требованиях (ТТ) на конструирование упаковки должны быть указаны:
- наименование изделий, подлежащих транспортированию в упаковочном комплекте;
- материалы, заполняющие полости упаковки;
- требования к конструкции по исключению возможности расплавления ядерного топлива вследствие избыточного тепловыделения и взрыва упаковки в результате повышения внутреннего давления;
- конструктивное размещение топлива;
- минимальный допустимый шаг решетки размещения топлива.
8.3. В составе ТТ должно быть приведено самостоятельным разделом обоснование ядерной безопасности упаковки, содержащее:
- расчет ядерной безопасности изделий, подлежащих транспортированию в упаковочном комплекте, с указанием их размеров, материалов сердечника и покрытий твэлов, деталей тепловыделяющих сборок л кассет, состава отработавшего топлива с учетом выгорания в соответствии с п. 4.1.9;
- расчет по определению критических параметров упаковки, подтверждающих выполнение требований ядерной безопасности.
8.4. ТТ должны быть согласованы с Головной организацией по проблеме транспортирования в части возможности приема и размещения элементов упаковочного комплекта (чехлов, пеналов) с отработавшим топливом на предприятии химпереработки и по вопросам унификации упаковок с учетом требований ядерной безопасности.
8.5. ТТ должны быть согласованы с ОЯБ ФЭИ в части обеспечения ядерной безопасности.
8.6. Техническое задание (ТЗ) на упаковочный комплект должно быть разработано в полном соответствии с согласованными ТТ.
8.7. При разработке технического проекта (ТП) выполняются расчеты по моделированию повреждений упаковок в аварийных условиях. Эти расчеты согласовываются с ведущим предприятием по прочностным и тепловым расчетам. Это предприятие в случае необходимости может потребовать подтверждения расчетов экспериментальным моделированием повреждений.
8.8. Расчеты критических параметров упаковок с учетом результатов моделирования повреждений приводятся в разделе “Обоснование ядерной безопасности” ТП. Указанный раздел должен содержать сведения, изложенные в п. 8.3 настоящих “Правил”, результаты расчетов по определению класса упаковки, а для упаковок класса II - допустимого числа упаковок в группе.
8.9. В пояснительной записке к ТП должны быть приведены следующие сведения:
- наименование изделий, подлежащих транспортированию в упаковочном комплекте;
- материалы, заполняющие полости упаковки;
- схемы или описание размещения упаковок на транспортном средстве (при наиболее компактном расположении);
- доказательства невозможности расплавления ядерного топлива или недопустимого повышения давления в упаковке с учетом остаточного тепловыделения в отработавшем ядерном топливе и возможного внешнего нагрева упаковки в предвидимых условиях транспортирования;
- описание всех дополнительных мероприятий и мер предосторожности, обеспечивающих безопасность перевозки упаковок класса III;
- результаты моделирования повреждений, возможных в случае аварии при транспортировании, если эти результаты не прилагаются отдельным отчетом.
8.10. Материалы ТП направляются на согласование в ОЯБ ФЭИ, который проводит экспертизу ТП с проверкой обоснований ядерной безопасности.
Заключение ОЯБ утверждается Госатомнадзором СССР.
8.11. Для обоснования ядерной безопасности упаковок с отработавшим ядерным топливом не требуется определять критические параметры, если одновременно выполнены условия:
8.11.1. Толщина стенок защитного контейнера не менее 150 мм.
8.11.2. Качество делящихся материалов в упаковке не превышает безопасного количества урана-235, или внутренний объем чехла не превышает безопасного объема, или внутренний диаметр чехла не превышает безопасносного диаметра, приведенных в таблице приложения.
8.12. Упаковки, удовлетворяющие требованиям п. 8.11, согласовываются в части обеспечения ядерной безопасности с Госатомнадзором СССР. Для согласования представляются обоснования ядерной безопасности, содержащие характеристики изделий, подлежащих транспортированию, и чертежи упаковочного комплекта, подтверждающие выполнение требований п. 8.11.
8.13. В полном соответствии с откорректированным ТП, согласованным с Госатомнадзором СССР, разрабатываются рабочие чертежи упаковочного комплекта с учетом сделанных при согласовании замечаний.
8.14. Если при разработке рабочих чертежей упаковочного комплекта будут внесены изменения, влияющие на ядерную безопасность при транспортировании, то они дополнительно должны быть согласованы с Госатомнадзором СССР.
8.15. В паспорте и в сопроводительных документах на упаковку указываются: наименование перевозимых изделий, класс упаковки, транспортный индекс; номер документа и дата согласования упаковки с Госатомнадзором СССР.
В составлении “Правил ядерной безопасности при транспортировании отработавшего ядерного топлива” (ПБЯ-06-08-77) принимали участие: Внуков В. С., Диев Л.В., Дубовский Б.Г., Ильин В. П., Козлов Н. И., Кондратьев. Л.Н., Лебеденко С. Г., Першин Г.П., Привалов А. А;, Филиппов Г. Я.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Значения безопасных параметров
для ядерного топлива с различным обогащением
Обогащение ураном-235, % | Безопасное количество урана-235 кг | Безопасный объем, л | Безопасный диаметр, мм |
96 и менее | 0.67 | 6.0 | 127 |
75 и менее | 0.67 | 6.0 | 133 |
50 и менее | 0.67 | 7.0 | 149 |
38 и менее | 0.69 | 7.2 | 153 |
30 и менее | 0.74 | 8.0 | 160 |
25 и менее | 0.76 | 9.0 | 166 |
22 и менее | 0.80 | 9.5 | 175 |
16 и менее | 0.85 | 10.5 | 180 |
12 и менее | 0.92 | 12.5 | 183 |
11 и менее | 1.00 | 14.0 | 185 |
8.0 и менее | 1.10 | 14.5 | 190 |
6.7 и менее | 1.17 | 15.0 | 194 |
6.0 и менее | 1.20 | 15.5 | 197 |
5.0 и менее | 1.29 | 16.0 | 200 |
4.0 и менее | 1.50 | 21.0 | 225 |
3.5 и менее | 1.70 | 24.5 | 240 |
3.0 и менее | 2.03 | 27.0 | 249 |
2.5 и менее | 2.40 | 34.0 | 270 |
2.0 и менее | 2.94 | 46.0 | 300 |
1.5 и менее | 4.50 | 73.0 | 370 |
1.25 и менее | 6.50 | 110 | 440 |
1.10 и менее | 10 | 150 | 500 |
1.05 и менее | 11.5 | 180 | 530 |
1.0 и менее | 13.1 | 292 | 555 |